Игра нарды – описание, смысл и история, что развивает и входит в игру. Нарды что за игра.

«Нарды» или «тройная победа». Она считается, когда победитель сбросил все шашки с доски так, что шашки оказались в первой секции или на стойке. Счет такой игры — 3:0. Согласно правилам длинных нард, эта разновидность считается двойной победой.

Игра нарды – описание, смысл и история, что развивает и входит в игру?

Человек придумал множество игр, чтобы интересно провести свободное время. Ведь так приятно провести часок-другой за увлекательной игрой после долгого рабочего дня или в выходной. Одним из таких увлечений является игра в нарды.

На первый взгляд, эта настольная игра кажется примитивной. Вам нужно переместить определенное количество фигур с одной стороны доски на другую, а затем перебросить их через всю доску. Но нарды не так просты. Не зря ее название происходит из древнеперсидского языка и переводится как «храбрый иранский царь Ардашир». Это означает, что выиграть в нарды могут только решительные и смелые игроки. Имеется в виду, конечно, то, что для принятия решений нужна смелость.

Сложность заключается в том, что в действии игры участвуют два игрока. Они одновременно перемещают свои фигуры по одной дорожке. Естественно, противоборствующие фигуры занимают передние точки и срывают планы соперника. Здесь игра в нарды требует смелости, риска, холодного расчета, а также удачи. Ведь на двух брошенных костях может выпасть множество комбинаций. У вас есть выбор, как и какие фишки вы будете перемещать в дом противника: группами или индивидуально.

Смысл игры в нарды

Таким образом, правила просты, а выбор велик. Суть игры в нарды заключается в выборе правильной стратегии и тактики. Цель игры в нарды — переместить свои шашки по доске против часовой стрелки в свой дом. Затем вы выбрасываете их оттуда в зависимости от того, сколько очков они потеряли. Однако помимо стратегической цели существует и тактическая задача. Цель состоит в том, чтобы замедлить продвижение противника к вашему собственному дому.

В ходе соревнования важно соблюдать баланс между общей целью игры и промежуточными решениями. Если вы будете слишком обороняться, вы можете не успеть переместить фишки к своему дому. Если вы поспешите двигаться немедленно, ваш противник будет блокировать клетки. Тогда вы можете отложить ввод всех плиток. Ваш противник успеет заблокировать все контрольные точки. Он сможет передвинуть свои фишки. Учитывая эти соображения, нарды приобретают более глубокий смысл. Она становится похожей на военное сражение.

Смысл игры в нарды

История игры нарды

Это хобби имеет древние корни. Трудно сказать, кто изобрел нарды, ведь им уже более 5 000 лет. Существует множество версий о ее происхождении. Первая шахматная доска была найдена в Шахри-Сухте (Малая Азия). Она датируется 3-м тысячелетием до нашей эры. При вскрытии гробниц египетских фараонов также были найдены подобные предметы, свидетельствующие об увлечении древних египтян этой игрой. Легенда гласит, что нарды зародились в древней Персии.

В одной из хроник сообщается, что индусы решили проверить персов на сообразительность. Они послали им шахматный набор. Хитрые индусы думали, что жители Персидского царства не поймут непонятную игру. Однако Вазург Михр (местный мудрец) не только быстро разобрался, как играть в шахматы, но и разработал новую головоломку. Эта настольная игра была разгадана индийцами в течение 12 лет. Нарды пришли в Европу с возвращением крестоносцев из крестовых походов. Простые люди называли ее трик-трик-трик. Играть в нарды разрешалось только знати.

Что развивает игра нарды?

Недаром нарды так популярны. В древней Персии, например, игра использовалась как гадание. Вы сможете понять, что такое нарды, если хотя бы раз сыграете в них:

  1. Логику. Этому благоприятствует выработка способности правильно реагировать на ходы соперника.
  2. Умение быстро считать в уме. Для детей коша (другое название игры) – это способ получить основы математики.
  3. Концентрацию внимания. Лишь сосредоточившись на цели, можно достичь победы.
  4. Пространственное воображение. Представляя игру, как сражение, интереснее играть.
  5. Навык стратегического мышления. То есть игра большие нарды учит просчитывать действия на несколько ходов вперед.

Цель игры

Чтобы выиграть, нужно убрать свои фишки с поверхности доски. За это победитель получает от 1 до 3 очков, в зависимости от версии правил.

В нардах 30 фигур — 15 белых и 15 черных. Общее количество шахматных фигур — 30. Все фигуры одинаковые, нет пешек, королей или других фигур, как в шахматах. Они не имеют фиксированных названий. Кроме того, в набор входят:

  • доска для нард, выполняющая еще и функции коробки;
  • кубики для игры – по 2 на каждого участника, плюс кубик для ставок;
  • стаканчик, с помощью которого проще бросать кости.

Шахматные фигуры доступны в 3 размерах:

  • малые нарды: 40:20:3,5 см;
  • средние нарды: 50:25:3,5 см;
  • большие нарды: 60:30:3,5 см.

Доски для нард изготавливаются из различных пород дерева — дуба, ольхи, ясеня и других. Они могут быть изготовлены из цельного дерева или досок. Самые дорогие нарды украшены изысканной резьбой и изготавливаются вручную. Но такие наборы нецелесообразно покупать новичку. Игровые элементы нард в таких наборах часто изготавливаются из кости. В более дешевых вариантах материалом для нард служат керамика и пластик.

Инвентарь для игры в нарды

Разновидности игры

Наиболее распространенными являются 2 варианта — длинные и короткие нарды. Различия между ними следующие: Колышки для нард бывают следующие: Для игры в нарды используются следующие колышки:

  1. Разная стартовая расстановка на поле.
  2. В длинных нардах нельзя ставить фишку на занятую лунку, зато можно запирать фишки. Это происходит, если перед одной шашкой противника игрок выстраивает 6 своих.
  3. Фишки в коротких нардах идут навстречу друг другу, в длинных оба участника движутся в одну сторону.

Правила игры в длинные нарды для начинающих пошагово

Научиться играть в нарды не так сложно, как кажется. Главное — понять правила. Начнем с длинной версии.

Расположение фишек

Она начинается с расстановки фигур на доске. Вначале оба участника выкладывают на доску по 15 камней. Фигуры располагаются на своей половине доски, с левой стороны.

Движение шашек

Перед первым ходом

  1. Если в первый полноценный ход фишка, которую можно сдвинуть со стартовой позиции, не проходит (выпало 3:3, 4:4 или 6:6), у участника есть возможность вывести с начальной точки вторую фишку.
  2. Фишки двигаются против часовой стрелки.
  3. Дом белых шашек в нардах – верхняя левая 1/4, черных – нижняя правая 1/4.
  4. Белые ходят по маршруту: нижняя левая 1/4 — нижняя правая 1/4 — верхняя правая 1/4 — дом. Карта движения черных: правая верхняя 1/4 — левая верхняя 1/4 —нижняя левая 1/4 — дом.
  5. Две фишки после броска сдвигаются поочередно на то количество клеток, что выпало на каждой кости, т.е., если выпало 2:3, то первая фишка двигается на 2 клетки, вторая – на 3. Либо, одна фишка перемещается сразу на 5 клеток.
  6. При куше – выпадении дубля – совершается четыре хода, 2 на количество клеток, что выпало на первой кости и 2 на то, что выпало на второй.
  7. Если нужно выбрать только один из пары возможных ходов, нужно выбирать больший.
  8. При невозможности выполнить перемещение на выпавшее значение, ход пропускается. Очки сбрасываются.

Ограничения на перемещение фишек и запрещенные действия

  • Запрещено помещать фишку на точку, уже занимаемую фишкой соперника;
  • Запрещено делить клетки, выпавшие на одной кости между двумя фишками.
  • Блокировать все фишки соперника перед его первой фишкой нельзя.

Вывод шашек

Игрок может перемещать фишки в море, когда он принес их все домой. Перемещение осуществляется в соответствии со значениями, выпавшими на игральных костях. Вы можете использовать все или часть значений на кубиках.

Возможные результаты партии

  1. Проигравший снял с доски минимум одну фишку – теряется однократный размер ставки.
  2. Проигравший не вывел ни одной фишки и не все привел в дом – он проигрывает двойную ставку. Подобная ситуация называется «марс».
  3. Все фишки находятся в доме, но ни одна не ушла с доски – игрок теряет ставку в тройном размере. Это – «домашний марс».

Помимо обычных длинных нард, существует подтип сумасшедших нард. Если игрок не может сыграть выпавшие числа, они используются до того, как его противник сделает свой ход. Если после 4 ходов выпадает двойка, как в классических нардах, он должен делать все следующие ходы, пока счет не станет 6:6. Как только это будет сделано, игрок может снова бросить кости. При каждом ходе игрок может убрать одну шашку со стартовой позиции.

Для кого предназначена?

Нарды — отличный выбор для семейного досуга, который обязательно оценят дети, с удовольствием играющие в настольные игры со своими родителями. Интеллектуально развивающая настольная игра привлекает внимание как мальчиков, так и девочек разного возраста. Разработчик рекомендует игру для детей в возрасте 5-6 лет. Стоит отметить, что нарды — это игра, в которую любят играть все: молодежь, их родители, бабушки и дедушки.

Нарды не только интересны, но и полезны для всех. Сегодня существует два основных вида нард: короткие нарды и длинные нарды. Чтобы понять суть обеих, необходимо ознакомиться с описанием и маленькими секретами.

Короткие нарды — это увлекательная игра для двух игроков. В центре находится доска, состоящая из 24 узких треугольников, каждый из которых разного цвета. Треугольники расположены в четырех группах — «дом» и «двор» первого игрока и «дом» и «двор» второго игрока. Каждый дом и двор разделены перекладиной, которая называется «бар». Главная цель каждого игрока — завести шашки в свой «дом» и убрать с доски.

Нарды длинные — более сложная разновидность игры, также играется на доске с узкими треугольниками. Это игра между двумя игроками, которые должны как можно быстрее ввести свои шашки в игру и затем убрать их с доски. Сложность этой игры заключается в том, что игрок не может поставить свой камень на клетку (игровую линию), занятую другим игроком.

Помимо основных линий известны и другие виды настольных игр, такие как Гульбар, Пиджак, Змейка, Кубо, Матадор, Один/Два, Американка и Преследование. В России в эти виды нард играют не очень широко; фаворитами являются длинные и короткие нарды.

Плюсы и минусы

Нехитрая настольная игра известна не только своим увлекательным ассортиментом игр, но и рядом других достоинств.

  • Красивое художественное оформление. Независимо от стоимости игрового комплекта, доска всегда красиво оформлена, что-то есть в этом загадочное, на восточный манер.
  • Компактность. Игра не занимает много места, поэтому ее удобно брать с собой на пикник или в путешествие.
  • Неутомительная продолжительность партии. В зависимости от стратегического мышления игрока и сопутствующей удачи партия может длиться от 10 до 30 минут.
  • Быстрая подготовка к игре. Достаточно разложить игровое поле, разместить шашки и установить очередность хода каждого участника.
  • Широкий ценовой диапазон, позволяющий подобрать и бюджетный игровой набор для детей, и комплект ручной работы, прекрасный для подарка близкому человеку. Пластиковые варианты стоят дешево, а деревянные и стеклянные более дорогие.
  • Развивающая функция. Игровой процесс помогает детям развивать навыки счета, стратегическое и логическое мышление, внимательность и сосредоточенность. Игра помогает детям стать более усидчивыми, научиться выражать свои мысли и мнение.

К недостаткам настольной игры часто относят хрупкость доски и отсутствие магнитности шахматных фигур (в недорогих вариантах), а также высокую стоимость деревянных наборов.

Правила

Игра начинается с раскладывания доски и раздачи 15 фигур каждому игроку. Очередность раундов определяется бросками кубиков. Камни перемещаются по доске в определенном направлении. Сумма очков двух костей определяет ход игрока. За один ход можно перемещать до 4 камней. Камни удаляются из «дома» в соответствии с количеством выпавших очков.

Стоит отметить, что в нардах не бывает ничьих. В игре есть победитель и проигравший. Победителем в игре считается игрок, который быстрее всех убрал свои шашки с доски. Выигрыш также может быть разным.

  • «Марс» – это классическая ситуация. При которой один из игроков быстрее вывел свои шашки за пределы игрового пространства.
  • «Домашний марс» – нечасто встречающаяся ситуация, при которой один участник вывел свои шашки, а другой вошел в дом, но не успел вывести.

Очки, начисляемые за победу в раунде, могут быть рассчитаны по-разному. Обычно игроки договариваются об этом заранее.

Длинные нарды

Этот вариант считается классическим. Каждый из игроков имеет набор из 15 камней или фигур. Перемещать по доске можно только свои камни. Место, где камни выстраиваются перед началом игры, называется «голова».

Кости бросаются либо с руки, либо из банки. Если кубик находится за пределами доски или на краю, бросок не засчитывается, и его приходится бросать заново.

Каждый игрок старается первым передвинуть фигуры по доске до последней секции — «дома». Перед началом каждого хода бросается кубик. Затем игрок передвигает камни на то количество очков, которое выпало на кубике. Поскольку есть две игральные кости, можно передвигать один или два камня.

Например, если выпали 2 и 5, можно передвинуть один камень на семь очков за один раз, или можно передвинуть один камень на два очка, а другой — на пять. Обязательным условием является то, что камень, который начинается с головы, может быть перемещен только на количество очков, равное сумме очков обеих игральных костей.

Если во время хода камень не остается в доме, а уходит с поля, он считается выброшенным и имеет равную ценность с камнями в доме. При двойке (одинаковый счет на обеих костях) игрок делает четыре хода вместо двух. Длинные нарды никогда не заканчиваются вничью. Победителем считается игрок, у которого все шашки в доме или вне его. Нарды не могут быть поставлены на одно место, если шашка противника уже находится на том же месте.

Короткие нарды

Упрощение правил для более быстрого завершения партий дало название этой версии игры. Правила игры в нарды позволяют «бить» шашки противника. Если игрок ставит камень на очко противника, нижний камень должен быть убран с доски. Также можно поставить несколько камней одного цвета на одну точку (один над другим). Соперник не может захватить такую ладью. Также запрещается ставить свой камень рядом с камнем противника.

Чтобы вернуть упавший камень на игровое поле, необходимо бросить 10 очков. Пока игрок пытается вернуть камень, он не имеет права передвигать другие камни.

Правила игры

Различные варианты нард имеют некоторые различия в правилах. Например, ходы, ставки, начальные позиции и другие элементы игры могут отличаться.

Начальная позиция

У каждого игрока есть 15 шашек. Если игра ведется по правилам длинных нард, они ставятся на первую точку каждого дома. Эта точка называется «голова».

По правилам коротких нард каждый игрок ставит две шашки на двадцать четвертую точку, пять — на тринадцатую, три — на восьмую и пять — на шестую.

Цель игры

Игроки стараются привести все свои шашки домой, а затем убрать их с доски. Побеждает тот игрок, которому это удастся первым.

Начальный жребий

Каждый игрок бросает один кубик. Игрок, набравший наибольшее количество очков, ходит первым; при равенстве очков игроки бросают кости еще раз. Результат этого броска также используется первым игроком для первого хода в игре, хотя иногда для первого хода предпочитают использовать оба кубика.

Движение шашек

Каждый раунд начинается с броска двух костей. Затем, если желаемое очко доступно, перемещается один или два камня, в зависимости от количества брошенных костей. Количество брошенных костей определяет, на сколько пунктов можно передвинуть камень.

Каждый кубик представляет собой отдельный ход. Например, если на кубике выпало четыре и один, вы можете передвинуть один камень на четыре клетки в сторону открытой точки, а другой камень — на один шаг в сторону открытой точки, или вы можете передвинуть один камень на пять клеток в сторону открытой точки. Если вы передвигаете только один камень, промежуточная точка должна быть открыта.

Если разрешен только один ход, он все равно должен быть выполнен, даже если он не в пользу игрока. Если один из двух возможных ходов может быть сделан, но не оба возможны, должен быть использован больший номер. Если ни один ход не возможен, наступает очередь следующего игрока.

Как только игрок переместит все пятнадцать камней на свою доску, он может начинать ход. Игрок убирает камень с доски, когда на кубике выпадает число, соответствующее точке, где находится камень, а затем убирает его с доски. Таким образом, если выпало «6», игрок может убрать камень с шестерки. Если в выпавшем пункте нет камня, игрок должен сделать ход из пункта с наибольшим числом.

Если в точках с наибольшим номером нет камней, игрок может (и должен) снять камень с самой удаленной точки. Первый игрок, который уберет все пятнадцать камней, побеждает в игре. При бросании игральных костей они должны выпасть на правой стороне доски. Если одна из костей выпадает за пределами правой стороны доски или на камень или грань, бросок необходимо повторить.

Примечание: Если игрок бросает до того, как его противник закончил свой ход, взяв кости, его бросок считается недействительным.

Результат игры

Победителем считается игрок, который первым уберет свои шашки с доски. Как правило, ничья не допускается, если только игроки не договорились, что черные имеют право сделать последний ход после того, как белые уберут свои шашки с доски. Если игрок убирает все черные камни во время этого дополнительного хода, то результатом будет ничья.

Комбинации

Игроки из разных стран любят называть комбинации чисел на костях на персидском языке. Таблица названий нард также используется русскими игроками в нарды:

Цифры на костях Название
1-1 егана
2-1 ду-ек
2-2 дубара
3-1 се ек
3-2 се ба ду
3-3 ду се
4-1 чару ек
4-2 чару ду
4-3 чару се
4-4 дорт чар
5-1 панджу ек
5-2 панджу ду
5-3 панджу се
5-4 панджу чар
5-5 ду паш
6-1 шешу ек
6-2 шешу ду
6-3 шешу се
6-4 шешу чар
6-5 шешу паш
6-6 ду шеш

В Европе и Азии названия комбинаций могут немного отличаться — на смеси персидского и турецкого языков.

кто придумал нарды

Ставки

Нарды становятся азартной игрой благодаря ставкам. Согласно установленным правилам, за одинарный выигрыш победитель получает ставку, за марш — двойную, за кок — тройную.

Во время игры ставки могут быть увеличены на 2 или более. Игрок объявляет об этом перед своим ходом. В этом случае кубик удвоения кладется нужной стороной вверх. Если противник соглашается на повышение ставки, игра продолжается. Теперь только он может предложить повышение. Если он отказывается, игрок со ставкой в 1 очко терпит поражение.

кто придумал нарды

Распространение

Хотя новые формы развлечений появляются регулярно, интерес к восточной игре не угас. В начале 20-го века был введен удвоенный кубик, что дало возможность игрокам в нарды разрабатывать особые стратегии и усилило азарт.

Влиятельные поклонники нард не дремлют и пытаются вдохнуть новую жизнь в старое увлечение. В 1960-х годах князь Оболенский организовал турнир по нардам на Бермудах, который привлек многих игроков и повысил интерес к игре. Азербайджан организовал международный турнир.

В Советском Союзе игра была запрещена, но в восточных республиках все мужское население держало в руках доски. Традиционно местами наибольшего интереса к нардам считаются Закавказье, Средняя Азия, Северный Кавказ (Россия), Израиль, Турция, Иран и Сирия.

кто придумал нарды

Интерес: Игра настолько популярна на Востоке, что в Ереване и Владикавказе даже есть памятники игрокам в нарды.

Новая опция — интернет-версия нард может быть установлена на телефон или компьютер, и в нарды можно играть в любое время.

Среди любителей нард много профессиональных игроков и преданных любителей, которые никогда не упускают возможности сесть за нарды. Удачливые или просто везучие игроки могут улучшить свое материальное положение за счет выигрыша. Многовековая игра в нарды не утратила своего значения, поскольку она дает возможность расслабиться и просто пообщаться с людьми, которые так же увлекаются нардами.

Оцените статью
Добавить комментарий