Икебана — как выражать чувства при помощи растений. Икебана что это такое.

Считаете, что искусство аранжировки цветов не для вас? Попробуйте сделать икебану. Это творческое и увлекательное занятие доставит вам огромное удовольствие и раскроет ваш творческий потенциал.

Икебана — как выражать чувства при помощи растений?

Если для флориста букет — это красота, эстетика и гармоничное сочетание цветов и форм, то для мастера икебаны его работа — это, прежде всего, философия. Это некий прообраз мира и понимание места человека в нем; это символ вечного противостояния добра и зла, осознание того, что ничто не вечно, воспевание красоты природы, выражение мыслей и чувств, пожелание, размышление, послание и, наконец, медитация.

Икебана — как выражать чувства при помощи растений?

Само слово «икебана» можно перевести на русский язык как «живые цветы» или «вторая жизнь цветов». Последнее кажется более подходящим, потому что растения, будучи срезанными, обретают новую жизнь, возможно, даже более разумную, наполненную непонятными мыслями автора.

История древнего искусства икебана

Икебана — это традиционное японское искусство. Однако многие ученые считают, что оно зародилось в Китае (по другой версии — в Индии) и пришло в Поднебесную вместе с буддизмом.

Изначально икебана создавалась только в храмах и только монахами. Так они возносили свои хвалы и подношения Будде. Это были буквально огромные композиции, которые часто делались одновременно многими людьми.

Со временем это искусство распространилось по всей стране. Сначала икебаной украшали богатые дворцы императоров, а вскоре и дома простых людей. Позже это искусство стали ценить и самураи. Они делали икебану после кровопролитных сражений, чтобы успокоить нервы, или перед битвой, если им было суждено покинуть этот мир. Искусство икебаны также стало обязательным для гейш.

Растения говорят с нами. Или что такое икебана?

В икебане используются цветы, зеленые растения, сухоцветы, фрукты и ягоды, ветки и коряги, камни, элементы из стволов деревьев и многое другое. Однако настоящие мастера при создании композиции выбирают «действующих лиц» не только по внешним признакам, но и по их символизму.

Например, сосна «говорит» о долголетии и просветлении, бамбук — о совершенстве, лотос — о духовности, роза и пион — о молодости, орхидея — о радости….. Не менее важна и форма линий: горизонтальные означают равнодушие, диагональные — духовную возвышенность, падающие — меланхолию и грусть.

Но форма композиции всегда образует асимметричный треугольник. Самая высокая часть, Син, символизирует небо. Чуть ниже, примерно на 2/3 высоты, находится Со. Это имя человека. Стебель растения, склоняющийся к «небесной» стороне, подчеркивает наше духовное пробуждение и божественное происхождение. Наконец, самая нижняя точка треугольника — Тай или Земля.

Икебана может включать в себя один треугольник, в этом случае аранжировка состоит из довольно ограниченного количества цветов (помните, что мы живем в буддизме, где умеренность является добродетелью), или, возможно, нескольких, но это скорее для очень опытных мастеров.

Цвета также играют определенную роль: теплые цвета символизируют радость, мир и спокойствие, а холодные тона — холодность и безразличие, но могут также выражать грусть и печаль. Ваза может иметь любую форму и из любого материала. Главное, чтобы она не привлекала к себе внимания и составляла единое целое с композицией. Учителя икебаны часто используют специальный держатель, называемый «кензан», чтобы удерживать растения на предназначенном им месте.

Для икебаны используются цветы, зеленые растения, сухоцветы, плоды и ягоды, ветви и коряги, камни, элементы древесных стволов и многое другое

Что такое икебана?

«Икебана» — это японское слово, которое буквально означает «живые цветы». Простота и минимализм занимают центральное место в этой цветочной композиции. Икебана — это способ создать уникальную и неповторяющуюся композицию.

Икебана основана на следующем принципе. Посмотрите на красоту увядающего растения, чтобы понять, что жизнь скоротечна. Но не стоит унывать, ведь в увядании тоже есть своя красота.

Идея этого направления заключается в том, чтобы выразить главную мысль через один элемент. Это может быть камень, веточка, бутон или побег. А вокруг центрального объекта остальные можно расположить так, чтобы они не отвлекали, а привлекали внимание к главному объекту.

По сей день существует множество школ искусства икебаны, каждая из которых отличается своей техникой размещения элементов, подходом к выбору элементов и декорированию.

Что понадобится для творчества?

Прежде чем приступить к созданию цветочного шедевра, необходимо понять основную идею этого направления. Тогда вы сможете положиться на свою фантазию и чувство вкуса.

Главная ошибка новичков — полагаться на свое воображение и чувство вкуса:

  • сухие ветки;
  • стебли;
  • листья;
  • суккуленты;
  • засушенные бутоны;
  • фрукты;
  • цветы из бумаги.

Главная ошибка новичков — полагаться на красоту отдельных цветов и считать, что именно она определит успех конечной композиции.

Букеты из роз, например, прекрасны потому, что само растение является образцом элегантности, эстетики и утонченного вкуса. Секрет икебаны, с другой стороны, заключается в гармонии, правильном расположении элементов и выборе подходящих элементов, которые прекрасно дополняют друг друга. При этом общее количество элементов не имеет значения.

Важно начать работу в хорошем состоянии духа, с ощущением внутренней свободы и эмоционального равновесия.

Решите, какому элементу вы хотите отвести главную роль. Это очень важно. Будьте динамичны — икебана не статична.

Чтобы придать композиции ощущение движения, необходимо расположить все элементы под определенным углом к основанию. Если у вас много различных веток и стеблей, отдавайте предпочтение наиболее изогнутым и необычной формы.

Красивые букеты из роз – выбирайте идеальный подарок для первого свидания в цветочном салоне «Парижанка» в Казани.

Техника расположения элементов икебаны

Если в обычных букетах очень популярны симметричные композиции, то в икебане все наоборот. Здесь приветствуются изогнутые и асимметричные линии и нетрадиционные сочетания.

Прежде чем приступить к составлению цветочной композиции, необходимо тщательно продумать следующие моменты:

  • размер композиции;
  • где ее разместите;
  • в каких выполните цветах;
  • что используете в качестве основания.

Если вы делаете такую аранжировку впервые, выберите орхидею в качестве основного цветка. Это живой и нетрадиционный цветок, который легко справится с ролью центрального элемента.

Вам понадобится: орхидея, орхидея, орхидея, орхидея, орхидея, орхидея, орхидея, орхидея, орхидея:

  • интересная ваза – подойдет стеклянная с узким горлышком, цилиндрической формы, прямоугольная;
  • секатор – с его помощью можно будет укорачивать отдельные составляющие композиции;
  • декоративные ветки – нужны для того, чтобы задать динамику;
  • грубая бичевка – для фиксации элементов;
  • стеклянные шарики – для декора.

Поместите ветку орхидеи в центре. Остальные элементы располагайте поочередно под углом 15-20° к основанию. Дайте волю своей фантазии, но не перегружайте композицию лишними деталями.

История возникновения

Существует легенда о происхождении искусства икебаны. Однажды над Японией пронесся сильный ураган, который уничтожил все деревья и кустарники в округе. Буддийские монахи положили ветку сломанного дерева на статую Будды и обратились к мастеру, надеясь, что он поможет восстановить поврежденную растительность.

Будда

Удивительно, но вскоре после этого над поврежденными участками снова распространился аромат цветов, кустарники зацвели, а сады расцвели, вернув красоту окружающей местности. Таким образом, буддийские монахи стали регулярно устраивать икебану, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Среди историков существуют разногласия по поводу того, когда была создана первая икебана. Считается, что она попала в Японию из Китая и, подобно хризантеме — символу императорской власти, распространилась по всей стране, точнее, в буддийской ее части. Первоначально она изготавливалась монахами для украшения храмов и приносилась в качестве подношения Будде.

Позже, в девятом и десятом веках, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах простых японцев. Они приобрели самые естественные и элегантные формы, стали неотъемлемой частью украшения интерьера и принесли гармонию.

Японские девушки

В XII и XIV веках это искусство переняли аскетичные самураи, которые сделали его более простым и скромным. Примерно в это же время в Японии развивается школа дзен-буддизма, и букеты, символизирующие путь к истине, полностью лишились своего великолепия, хотя оставались такими же красивыми и символичными.

Все это изменилось в XVII и XIX веках, когда простые удовольствия и восхищение самой жизнью стали самыми важными жизненными ценностями. Прежний символизм в композиции стал менее важен, чем чувство гармонии, передаваемое икебанами того времени.

Интересно, что каждая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к искусству. Музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

Линии, цвета и формы играют важную роль в композиции. Например, горизонтальные линии передают безразличие и отдаленность, а диагональные — энтузиазм и радость.

вертикальные линии в композиции

«Теплые цвета, такие как желтый и оранжевый, передают позитивный настрой и доброжелательные чувства, а голубой и светло-синий — сдержанность и прохладу. Зеленый, с другой стороны, считается нейтральным и используется для «соединения» других цветов. Учителя часто играют с контрастами цветов, что позволяет им влиять на настроение и чувства людей.

Как мы уже знаем, икебана тесно связана с буддийской философией и религией синто и основана на символизме — сопоставлении добра и зла, земных и небесных сил. В этом контексте композиции символически строились из двух ветвей.

Позже, примерно в седьмом веке, к ним добавился третий элемент, олицетворяющий человека. Таким образом, условная форма икебаны превратилась в треугольник — гармоничную форму в японском понимании.

композиция

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает внутри, ее форме или цвету, а также свету, который на нее падает. Такое внимание оправдано, поскольку некоторые японцы считают практику икебаны медитативным занятием.

Школы

Существует более сотни школ икебаны, но наиболее известными и влиятельными являются три:

Из всех других школ, которые были основаны, эта была первой. Она была названа в честь своего основателя, Икэнобо Сэнкэя, который жил в доме у озера Киото в 15 веке. Он жил в доме у озера Киото в 15 веке. Он был монахом и строил храмовые композиции, которые выглядели довольно скромно, но достигали скромных размеров в два метра. Школа Икэнобо в основном использовала стили рикка и сёка.

Эта школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль — морибана. Его отличительной особенностью является то, что в основе композиций лежат низкие плоскодонные вазы, наполненные водой.

низкая ваза с цветами

  • Согэцу

Название школы переводится как «трава и луна».

Согэцу была основана в третьем десятилетии прошлого века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся художнику Софу Тешигахара.

Он первым стал использовать в японских букетах наряду с натуральными искусственные материалы: металл, ткань, изделия из пластмассы. С тех пор икебаны покинули пределы обычных домов и комнат и теперь выставляются в парках, на тротуарах и даже в метро.

Метро Киото

Уроки японского. Искусство икебаны

Икебана

В более широком смысле икебана представляет собой следующее:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух букв: «жизнь» и «живые срезанные цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Однако японские ученые подчеркивают, что на самом деле этот термин не имеет буквального перевода, его смысл очень глубок. Это одновременно и демонстрация своего места в мире, и отражение индивидуальности того, кто создал композицию, и демонстрация принятия естественного хода жизни, неизбежной частью которого является смерть, и нахождение в этом эстетики, и многое другое.

Первоначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских церемониях, поэтому можно сказать, что «колыбель» икебаны находится в Индии, где и зародилось это учение. Когда буддизм начал распространяться в Японии (это было в 6 веке), практика цветочных подношений перекочевала на острова. Только священники знали, как лучше использовать растения в качестве подношений Будде и для украшения храмов.

Будда на фоне бамбука

В поисках просветления

Идеи киотского священника Икэнобо Сэнкэй стали источником старейшей на острове школы икебаны. Мастер был настолько искусен в создании красивых узоров, что священники съезжались со всей страны, чтобы научиться его мастерству.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется Рикка. Мы остановились на этом стиле, потому что в XXI веке существует несколько сотен школ и стилей. В двадцать первом веке существует несколько сотен школ и стилей, но все они, можно сказать, произошли от Икенобо.

Классический стиль Ricca характеризуется высокими (более полутора метров) композициями с основными растениями композиции: Сосна, Бамбук и Лотос. Напомним, что это относится к прославлению Будды. Одинокая сосна — дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук символизирует совершенное человеческое существо. Лотос — знак духовного откровения для всего Востока. Хотя, строго говоря, это упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией островитян.

Было неизбежно, что такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был быть перенесен из храмов в народ. Так и произошло со временем. Сначала икебана появилась в императорском доме, затем — в порядке убывания — она стала более популярной в народе.

К девятнадцатому веку религиозное значение икебаны уменьшилось. Появился стиль Сека, который, с одной стороны, является упрощенным Рикка (для масс). С другой стороны, с годами искусство аранжировки цветов пропиталось определенным японским отношением к красоте и бытию.

Там не было таких строгих доктрин относительно вертикальности, но необходимо было соблюдать баланс всех частей композиции эстетически и логически.

Знание того, как делать икебану, было необходимо гейшам, но этим искусством занимались и мужчины. Самураи делали икебану перед битвой, из которой они могли не вернуться. Можно представить, какой глубокий смысл они вкладывали в свою композицию о человеческой жизни!

Они записывали инструкции по составлению букетов. Изучение, знания и строгое следование им стали обязательными. Не то чтобы «шаг влево или вправо» совсем не допускался, но принципы икебаны развивались очень медленно.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране, можно сказать, зафиксирована официальная дата введения икебаны. Клуб икебаны был основан в 1968 году посольством Японии в Москве и Обществом дружбы СССР и Японии. Японские женщины (в основном, конечно, представительницы дипломатических семей, участвовавшие в развитии культурных связей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству аранжировки цветов. А чтобы о нем узнало население нашей огромной страны, был запущен журнал «Цветоводство», который рассылал уроки по почте всем желающим.

Обложки старых номеров журнала «Цветоводство»Обложки старых номеров журнала «Цветоводство»

Редкие номера журнала «Цветоводство». Сохранились ли они у вас?

Кстати, эта ассоциация существует и сегодня и предлагает обучающие курсы. В общем, при желании научиться японскому искусству икебаны несложно: на различных цветочных курсах, даже онлайн, с помощью энтузиастов икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже научился этому искусству и полюбил его, возникает вопрос: в чем смысл? Это и хобби, и то, что может быть полезным. Икебана может быть сделана, например, для следующих целей:

    Украшение интерьера. Японская цветочная композиция придает неповторимый штрих даже комнате со стандартной мебелью.

Икебаны на кухне

Икебана красиво смотрится не только в комнатах, оформленных в японском стиле.

Рука с засохшим цветком

Когда становится трудно… сделайте икебану!

Икебана с гортензиями

От такого подарка трудно отказаться.

Русско-японский диалог

Легкий способ узнать больше о Японии — сделать икебану.

В школе икебаны

Уроки икебаны

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают, что икебана — очень демократичное занятие, и в наше время каждый может заниматься им и проявлять творческий подход.

Но это, конечно, не означает, что у новичка в икебане должны быть полностью свободны руки.

Прежде всего, необходимо понять разницу между икебаной и букетом цветов.

В западном варианте основное внимание уделяется цветам, их свежести, красоте, пышности, красочному сочетанию между ними, их упаковке и, наконец, удобству транспортировки. Букеты цветов не живут долго, их выбрасывают, когда они завянут.

С японской икебаной дело обстоит иначе. Она притягивает взгляд ощущением жизни. Глядя на композицию, можно задуматься о месте человека в мире, заглянуть в собственную душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Для последнего (подчеркивания хрупкости всего в этом мире) используются высушенные элементы. Икебана обычно имеет очень большой срок хранения.

Поэтому можно использовать как свежие, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камни, листья, даже искусственные), но использование каждого элемента должно быть объяснено и обосновано. Следовательно, в вашей композиции не должно быть ничего лишнего.

Школы и стили

Первая школа была открыта в Киото в пятнадцатом веке монахом Икенобо Сенкей. В то время обучение композиции было частью религиозной службы. Первые икебаны имели высокий главный строй высотой 1-1,5 метра. В храмовой зоне они символизировали ожидания людей от богов.

Стиль рикка характеризовался величественными конструкциями и четкими линиями. Бамбуковые стволы и сосновые ветви служили основой, а другие растительные элементы считались дополнительными. В стиле рикка растения символизировали священную гору.

Многие учителя одновременно работали над одним проектом. Обучение в школе икэнобо длилось всю жизнь, а звание мастера достигалось только через 20 лет. В двадцать первом веке икэбаны рикка изготавливались для больших религиозных праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появились в шестнадцатом веке вместе с чайной церемонией. На простоту и натурализм стиля повлияла школа Икэнобо: ваза с одним возвышающимся цветком достигала 1,5 метра в высоту.

Сёка

Светский, мирской стиль, пришедший на смену Рикка, возник в 18 веке. Он отражает традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения размещались как в низких, так и в высоких вазах.

Морибана

В 1897 году Уншин О’Хара основал новую школу, названную его именем. В ней возникли стили Морибан и Хейка.

В начале 19 века в Японию из Европы были завезены новые цветы и растения. Они не использовались в традиционных школах. Под влиянием западной культуры развился новый стиль. В нем сочетались натурализм и местные особенности, естественная красота живых растений.

В стиле Хэйка используются узкие вазы, а в стиле Морибана — низкие. Растения держатся за края вазы или на специально сделанных деревянных подставках. В вазы с цветами может быть добавлена вода. В дополнение к традиционным материалам используются камни, мох и веточки. На дне вазы находится кензан — подставка, которая удерживает цветы на месте.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры возникла новая школа свободного стиля и авангарда, основанная в 1929 году художником Софу Тешигахара. В старых школах использование элементов неживой природы или искусственных материалов было недопустимо. Однако художник и скульптор решил модернизировать японское прикладное искусство. Он использовал стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки и цепи.

Для мастеров XXI века первостепенное значение имеют необычные формы, новаторство и динамизм. Например, ветви должны быть изогнуты необычным или даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционными материалами являются растительные элементы: распустившиеся цветы, бутоны, набухшие ветви, листья, игольчатые веточки, плоды и сушеная трава.

Другие элементы включают сосуды из глины, бронзы и керамики, реквизит из стекла, металла и пластика, камни, минералы, песок и воду.

Для цветочной массы чаще всего выбирают орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством — способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела как единое целое, начните с центра композиции. Она располагается перпендикулярно основанию. Две другие линии могут быть асимметричными и наклонными, в зависимости от идеи произведения. Главная линия представлена цветком, веткой лиственного или хвойного дерева или декоративным элементом. Изогнутые ветви придают композиции динамизм.

Тема композиции выбирается в соответствии с текущим сезоном. Цветы, деревянные элементы и декоративные элементы отражают состояние природы.

Вазон для цветов не должен быть слишком броским с точки зрения цвета, текстуры и декора. Постарайтесь найти ненавязчивое изделие в земляных тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенних листьев, насыщенные цвета звездчатки, георгинов, хризантем и гвоздик создают осеннее настроение.

Дополнительные элементы: корзины из тыквы, резьба по дереву, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых. Раствор глицерина помогает желтым и красным листьям сохранить свой вид.

Прикрепите выбранные украшения с помощью цветочных губок, пенополистирола или гипса. Песок, камни или минералы, посыпанные сверху, могут скрыть крепление.

Зимняя сказка

Для цветов холодного времени года характерны яркие, насыщенные цвета. Зимние украшения привносят в дом праздничную атмосферу. Зимние украшения: Сосновые иголки, сосновые шишки, орехи, кожура цитрусовых, малиновые букеты, ежевика, сухофрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: Темно-зеленый, ярко-красный, глубокий холодный синий, серебро и золото. В качестве основы используются ивовые корзины или проволочный каркас.

Весна-лето

Для весенних букетов характерны нежные почки, молодые веточки с набухшими почками. Преобладают нежные, свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, светло-желтый. Летние травы и цветы ставят в вазы с водой с помощью центрифуги.

Мы нашли несколько тематических видеороликов, демонстрирующих работу мастеров и студентов. Интернет-ресурсы призывают заменять живые цветы и растения бумажными изделиями ручной работы. В качестве причин такого решения приводятся недолговечность живых растений и несоразмерность затрачиваемых усилий. Чтобы предостеречь новичков, следует отметить, что искусственные цветы играют не последнюю роль в эстетическом наслаждении. Еще 100 лет назад искусственные цветы считались признаком крайней бедности или филистерства.

Оцените статью
Добавить комментарий