Как играть на бас-гитаре: техника, аккорды, советы начинающим. Как играть на бас гитаре.

Начните с 4-струнной гитары. Это классический вариант, который позволит вам играть любые мелодии и позволит легко освоиться. Позже вы сможете добавить больше струн, чтобы получить более глубокий звук.

Как играть на бас-гитаре: техника, аккорды, советы начинающим

Осанка бас-гитары — важный аспект игры на этом инструменте. Правильная поза бас-гитары позволяет игроку добиться наилучшего контроля и технической точности. Вот несколько основных принципов осанки бас-гитары:

  1. Сидя или стоя: в зависимости от того, сидите вы или стоите, ваша позиция бас-гитары будет отличаться. Если вы сидите, поставьте бас-гитару на правую ногу и приподнимите левую ногу на небольшой высоте с помощью ножки стула или блока. Если вы стоите, регулируйте высоту бас-гитары, чтобы гриф был в удобном положении.
  2. Позиция грифа: гриф должен быть параллелен полу и находиться в удобном положении для вашей руки. Вы должны держать ладонь левой руки на задней стороне грифа и убедиться, что пальцы левой руки прижаты к струнам.
  3. Держите бас-гитару наклоненной: держите бас-гитару наклоненной вперед. Это поможет вам лучше видеть гриф и даст более удобный доступ к нижним струнам.
  4. Используйте ремень: наденьте ремень на бас-гитару, чтобы она не скользила во время игры. Регулируйте длину ремня, чтобы бас-гитара была в удобной позиции для вашего тела.
  5. Не держите бас-гитару слишком высоко: бас-гитару следует держать на уровне груди или живота, чтобы иметь доступ ко всем струнам и удобно играть.

Вот основные принципы осанки бас-гитары, которые помогут вам играть на этом инструменте более комфортно и эффективно. Освоив основные принципы, вы сможете регулировать положение бас-гитары для достижения наилучшего звучания и удобства игры.

Основы игры на бас-гитаре

Как настроить бас-гитару

Настройка бас-гитары — один из самых важных этапов перед началом игры. Настройка позволит вам добиться наилучшего качества звучания и избежать диссонансов. Вот несколько основных шагов, которые помогут вам настроить бас-гитару:

  1. Инструменты: для настройки бас-гитары вам понадобятся тюнер, кабель и сама бас-гитара.
  2. Подключение: подключите кабель к бас-гитаре и к усилителю или аудиоинтерфейсу. Убедитесь, что усилитель или интерфейс включены и настроены правильно.
  3. Выбор струны: выберите одну из струн для начала настройки. Рекомендуется начать с четвертой струны (D), потому что это средняя струна.
  4. Используйте тюнер: включите тюнер и выберите режим настройки для бас-гитары. Сыграйте открытую струну (без зажатых ладов) и настройте ее на нужную ноту. Обычно настройка четвертой струны — D (ре), третьей струны — G (соль), второй струны — C (до), а первой струны — E (ми).
  5. Проверьте остальные струны: После настройки первой струны проверьте остальные струны. Используйте тот же метод, что и для настройки первой струны. Сыграйте каждую струну открыто и настройте ее, пока она не зазвучит правильно.
  6. Проверьте октаву: Проверьте настройку октавы. Сыграйте на первой ладу на каждой струне и сравните звук с открытой струной. Они должны звучать одинаково.

После того как вы настроили все струны и проверили октаву, убедитесь, что каждая струна настроена правильно. Настраивайте бас-гитару перед каждым сеансом игры, чтобы добиться наилучшего звучания и удобства игры.

Бас-гитара возникла в 1930-х годах и была разработана для замены контрабаса в джазовых оркестрах.

Основы игры пальцами и позиции на грифе

Игра на бас-гитаре пальцами является одним из самых распространенных методов и наиболее эффективным с точки зрения техники и точности. Ниже объясняются некоторые основные принципы игры на бас-гитаре пальцами и их расположение на грифе:

  1. Держите бас-гитару правильно: держите бас-гитару на коленях или на ремне, чтобы гриф находился в удобном для вас положении.
  2. Используйте правильную позицию руки: поставьте правую руку на гриф, расположите большой палец на задней стороне грифа, а остальные пальцы на передней стороне грифа. Вам нужно будет играть струнами на грифе, используя подушечки пальцев.
  3. Используйте движение пальцев: для игры на бас-гитаре с использованием пальцев, используйте движение пальцев вверх и вниз для удара по струнам. Обычно, для начала рекомендуется использовать два пальца — большой и указательный, но со временем можно перейти на три пальца — большой, указательный и средний.
  4. Начните с простых упражнений: начните с простых упражнений, играя одну ноту на каждой струне, поочередно используя каждый палец. Затем переходите к игре более сложных мелодий.
  5. Помните о технике левой руки: помимо техники правой руки, не забывайте про технику левой руки. При игре на бас-гитаре левая рука используется для зажима струн на ладах, чтобы изменить высоту звука. Необходимо использовать пальцы левой руки для зажима струн в нужных местах, чтобы получить нужный звук.
  6. Играйте в разных позициях на грифе: на грифе бас-гитары есть множество позиций, где можно играть. Начните с позиций ближе к головке грифа, а затем двигайтесь к более высоким позициям на грифе, к бриджу. Постепенно вы сможете охватывать все больше и больше позиций на грифе, расширяя свой диапазон и улучшая свою технику.
  7. Улучшайте свою скорость и точность: когда вы будете чувствовать себя более уверенно на бас-гитаре, станет возможным работать над улучшением своей скорости и точности. Это можно сделать с помощью упражнений, нацеленных на улучшение скоординированности движений обеих рук, а также на повышение скорости игры.
  8. Играйте вместе с другими музыкантами: одним из лучших способов улучшения игры на бас-гитаре является игра вместе с другими музыкантами. Это позволит вам научиться следовать за ритмом, работать в группе, а также улучшить вашу музыкальную слух.

Ритмические и гармонические принципы

Основные ритмические фигуры

Ритмические рисунки — это различные временные интервалы, используемые для создания ритмических рисунков и мелодий. Существует множество различных ритмических фигур, которые можно использовать при игре на бас-гитаре, но наиболее важными являются следующие.

  1. Четверть: Четвертная нота — это основная единица измерения времени в музыке. Она имеет длительность в одну четверть длительности такта и обычно обозначается через закрашенную ноту с вертикальной чертой.
  2. Восьмая: Восьмая нота — это нота, которая имеет длительность в одну восьмую длительности такта. Она обычно обозначается закрашенной нотой с вертикальной чертой и одной флажкой.
  3. Шестнадцатая: Шестнадцатая нота имеет длительность в одну шестнадцатую длительности такта и обычно обозначается закрашенной нотой с вертикальной чертой и двумя флажками.
  4. Триоль: Триоль — это группа из трех нот, которые играются вместо двух нот того же значения. Они обычно обозначаются специальным знаком, который выглядит как цифра 3, написанная над нотами.
  5. Д войная восьмая: Двойная восьмая нота имеет длительность в одну шестнадцатую длительности такта. Она обозначается закрашенной нотой с вертикальной чертой и двумя флажками, которые находятся над и под ее вертикальной чертой.

Важно понимать, что каждая ритмическая фигура имеет свою длительность и может быть использована для создания различных ритмических рисунков и мелодий. Игра на бас-гитаре с различными ритмическими фигурами помогает создавать интересные и гибкие ритмические формы.

Использование аккордов на бас-гитаре

Аккорд — это группа из трех или более нот, которые звучат одновременно и создают гармонический звук. Аккорды используются для создания гармонического фона и задают тон музыкальной композиции. Когда музыкальное произведение исполняется на бас-гитаре, басист может играть аккорды, чтобы поддержать гармонический фон.

В то же время басист может играть и более сложные басовые линии, которые выходят за рамки простого исполнения аккордов. Такие линии могут использовать ноты аккорда более сложным образом, используя различные интервалы между нотами и различные ритмические рисунки.

Например, если музыкальная композиция содержит аккорд C, басист может сыграть ноту C на бас-гитаре в нижнем регистре, чтобы поддержать гармонию, или сыграть более сложную басовую линию, используя ноты аккорда C в более высоком или низком регистре, а также используя различные ритмические рисунки.

Важно понимать, что бас-гитара может играть не только аккорды, но и различные гармонические прогрессии. Гармоническая прогрессия — это серия аккордов, сыгранных последовательно. Например, гармоническая последовательность C — G — Am — F использует аккорды C, G, Am и F для создания гармонического звучания.

Использование гармонических последовательностей на бас-гитаре может помочь создать более сложную гармоническую структуру в музыкальной композиции. Бас-гитарист также может использовать различные техники игры, например, одновременное исполнение аккордов и басовых линий для создания более полного звучания.

Различные гармонические прогрессии

Существует множество различных гармонических прогрессий, которые могут быть использованы в музыкальных композициях. Вот некоторые из наиболее распространенных гармонических прогрессий:

Как играть на бас-гитаре

Обучение игре на бас-гитаре — непростой процесс, требующий постоянной практики и большого количества знаний и навыков, приобретаемых в ходе непрерывных занятий. В этой статье мы рассмотрим характеристики, которые важны для новичков, задающихся вопросом, как научиться играть на бас-гитаре. Но также и для всех, кто хочет узнать больше о том, как работать с этим инструментом.

Прежде чем мы подробно расскажем о том, как играть на бас-гитаре, важно настроить гитару и подобрать правильный стиль. Сам инструмент играет важную роль, и характеристики инструмента имеют большое значение.

Настройка

Как играть на бас гитаре

Бас-гитару, у которой обычно всего 4 струны, можно настроить на слух, но в будущем лучше приобрести точный и практичный тюнер. Он максимально упрощает настройку в любых условиях, даже в шумной репетиционной комнате, когда обычно тюнер подключается к гитаре кабелем. Сейчас мы не будем экспериментировать с необычными струнами, а разберем конфигурации для басов с 5, 6 и более струнами, а затем перейдем к выбору позиции. Следует отметить, что существуют совершенно разные типы струн для бас-гитар, и их поиску и выбору можно посвятить отдельную основную тему

Учимся правильно держать

  • Высокое положение между талией и грудью. Максимально удобный способ для слэпа, ведь при нем вы получаете отличный рычаг и поддержку. Тем не менее, в целом оно не слишком удобно, и подходит явно не для начинающих музыкантов.
  • Среднее положение, при которой гитаре располагается в районе талии, является достаточно удобной использования медиатора. Это стандартный, усредненный метод, не такой уж удобный для слепа, но зато позволяющий с большим комфортом освоить иные, более простые и распространенные техники.
  • Нижняя постановка, при которой гитара находиться ближе к коленям, это более скиловый метод, который подходит для опытных музыкантов, играющих медиатором или слэпом. Для того, чтобы понять, как пользоваться такой постановкой, для начала необходимо изучить иные способы. Тем более что такая позиция вообще не подходит для тэппинга, и зачастую используется для большей зрелищности.

Чтобы начать играть, нужно знать, как играть на бас-гитаре в определенном стиле, но с чего начать — решать вам.

Различные техники игры – учимся правильно играть на бас гитаре

Для начала важно знать, что любой музыкальный инструмент требует времени и упорства, поэтому осваивайте новое постепенно. Рассмотрим особенности основных видов инструментов.

Пальцами

Первый — это пальцевая игра. В некотором смысле пальцы — самый простой инструмент, но здесь есть много нюансов. При таком стиле игры можно добиться очень мягкого, глубокого и проникновенного звука. В этом случае существует несколько способов расположения рук.

Первый — держать их свободно. Он не совсем подходит для начинающих, поскольку необходимо контролировать точность ударов.

Второй — остановиться кончиком ладони на колонке над струнами. С помощью опоры можно привыкнуть к ее определенному положению, и через несколько недель вы поймете, как работать рукой, не обращая на нее внимания. Другой вариант — положить большой палец на медиатор. Этот способ дает наиболее чистый звук.

С использованием медиатора

Легче всего научиться использовать медиатор для конкретной песни, потому что это практичный инструмент для нанесения одиночных аккордов или соблюдения такта и игры аккордами. Самое главное — правильно выбрать медиатор, поскольку на рынке представлено множество различных типов, отличающихся по форме, толщине и жесткости.

После выбора правильного медиатора важно научиться правильно располагать лады. Правильный способ — это расположить ладонь над струнами на корпусе звукоснимателя так, чтобы медиатор находился под углом примерно 45 градусов к струнам, и вы можете менять этот угол, чтобы играть разные типы музыки.

Как играть аккордами

Если у вас есть другие навыки, вам не составит труда играть аккорды на бас-гитаре. На самом деле, это больше вызов для левой руки, потому что эти аккорды нужно выучить, научиться их писать и переключаться между ними определенным образом.

Когда вы играете аккорды, вам приходится обращать внимание на различные ударные и ритмические техники. Поскольку бас-гитара является ритм-инструментом, этому моменту нужно уделить самое пристальное внимание.

Как играть слэпом

Слэппинг — это особая техника, в которой большой палец используется в качестве основной ударной силы. Сила, с которой большой палец ударяет по струне, заставляет ее раскачиваться относительно верха, создавая характерное, уникальное джазовое звучание. При небольшом навыке вы сможете понять, как играть слэпом на бас-гитаре. Важны правильная постановка (есть 2 основных направления), достаточная сила удара и точность.

Этот навык является одним из самых сложных, поэтому его освоение следует начинать, когда вы будете более уверенно играть на бас-гитаре.

Как играть на бас гитаре

Техника Теппинг

Teppin’ еще более сложен и предполагает игру обеими руками на ладах для формирования полной мелодии, состоящей из двух основных линий — баса и мелодии. Teppin’ требует хорошего понимания расположения нот на грифе, высокой скорости и правильного взаимного расположения двух рук.

Видео урок

В настоящее время существует только два удобных и эффективных способа достичь высоты владения инструментом. Первый — это непосредственное обучение у опытного педагога и музыканта. Второй способ — самостоятельное обучение с помощью видеоуроков, которые можно найти в большом количестве и без особых усилий. Они позволяют учиться в свое удовольствие и приобретать все необходимые навыки.

Опытные преподаватели быстро и грамотно объясняют, как играть на бас-гитаре разными способами, делают понятными все сложности и рассказывают о реальном практическом опыте, который приходит только в процессе практики и усердной игры. Мы собрали для вас несколько видеороликов, которые помогут музыкантам любого уровня освоить важные навыки.

Научитесь «шагать»

Родина шагающего баса — джаз и блюз, но со временем эта техника распространилась и на другие стили. Под «шагающим басом» подразумевается стиль игры, при котором басовая линия находится в постоянном движении, а не остается в одной ноте, не говоря уже о ее повторении. Басовая линия «гуляет» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в четверть такта. Иногда она разбавляется небольшими вариациями.

Чтобы добиться такого эффекта, необходимо плавно соединить основные ноты и сгладить переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), масштабных нот, связанных с аккордом, или хроматических проходящих нот.

В целом, аккордовые ноты являются музыкально наиболее простыми и безвредными, поскольку они идеально вписываются в гармонию, в то время как масштабные ноты, звучащие на фоне данного аккорда, часто вносят определенный диссонанс. Чем больше масштабных нот вы вставляете, тем более диссонансной становится фраза, поскольку эти ноты больше не синхронизируются с основным аккордом. Хорошо это или плохо — решать вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 показана блюзовая фраза с использованием техники «шагающего баса». Ритмически эта фраза очень живая. Она содержит стаккато (короткие, дрожащие ноты), раскачивающиеся восьмые ноты и триольные интермедии в конце каждого такта, но в то же время она гармонически очень проста, состоящая в основном из аккордовых тонов (тоника, пятая и мажорная седьмая) с небольшим хроматическим переходом к пятой.

Табы для бас-гитары

На РИС. 2 показана джазовая басовая линия, в которой используется та же техника. Она играется на те же два аккорда, но здесь уже активно вводятся хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно резко, а второй — мягко и ровно. Обратите внимание также на то, как так называемые «мертвые» ноты (отмеченные на диаграммах буквой X) помогают приглушить фразу. Чтобы их убрать, потяните струну, слегка согнув ее левой рукой.

При игре в технике масштабного баса помните, что при смене аккордов лучше всего ориентироваться на тональность. Если один и тот же аккорд звучит в нескольких тактах, вы можете играть тонику каждый второй или четвертый такт на сильном ударе, в зависимости от того, насколько приземленной вы хотите сделать вашу фразу.

Риффы для бас-гитары

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Она также может быть успешно использована в рок-музыке с устойчивым ритмом восьмых нот. Фраза в АБ. 3 вдохновлена элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи 1974 года «Rebel Rebel». Это яркий пример эффекта, создаваемого использованием гамм и заливок для украшения басовой линии, сыгранной на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

Играйте вместе с барабанщиком

В ритмической секции бас выступает в качестве своеобразного моста между ударными и другими инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и барабаны должны стараться звучать как единое целое. Этого можно добиться, сочетая партию баса с линиями басового и малого барабанов. Одна из возможностей — играть тональными октавами. Низкая октава играется с бас-барабаном, а высокая октава — с малым барабаном (обычно на второй и четвертой доле, также называемой слабой долей).

Октавы делают басовую линию активной и придают ей интересный мелодический контур, не противореча аккордам, поскольку октавные ноты являются их тоникой.

Грув — это не всегда бесконечное повторение одного и того же паттерна. Послушайте Джона Пола Джонса на песне Led Zeppelin «The Lemon Song». Здесь есть отличный пример разнообразного грува (который не повторяется ни разу!) и в то же время бас-гитара как вспомогательный инструмент на протяжении всех шести минут.

Октавы и квинты

Квинтет — лучший выбор с точки зрения гармонии. Разумеется, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых линий основаны на тонике, октаве и пятой. Это создает интересную и мелодичную басовую линию, которая хорошо сочетается с ударными и не конфликтует с аккордами.

На РИС. 4 показан пример такого подхода. Эта партия напоминает Джона Пола Джонса, играющего песню Led Zeppelin «Thank You».

Октавы и квинты на бас-гитаре

Плюсы и минусы каждого из способов

Преимущества

Недостатки

Пальцы

Звук мягче, можно добавлять больше пальцев по мере роста мастерства.

Боль, мозоли, постоянный уход за руками.

Омбудсмен

Легко играть четвертные и восьмые ноты, можно использовать несколько струн, хорошая поддержка ритма, легко играть аккорды. Пальцы не болят. Яркий звук.

Мелодии более грубые и монотонные, теряют глубину и деликатность.

Слэп

Идеально подходит для джазовых или рок-групп. Интересные мелодии, оригинальное звучание.

Сложность в освоении, неудобная позиция гитары и рук.

Теппинг

Звучание состоит из двух линий: басовой линии и линии мелодии. Это позволяет каждому играть партии на фортепиано.

Требует высокой степени концентрации и скорости при игре, задействуя обе руки, что приводит к значительному утомлению и дискомфорту.

Как научиться играть на бас-гитаре?

Как сказал один известный басист: «Я всегда думал, что бас — это гитара с четырьмя струнами, поэтому я открутил нижние струны старой акустической гитары и решил, что я басист, но потом я узнал, что бас на самом деле тоже не гитара». Чтобы сначала пройти теоретическую подготовку и освоить не только основы, но и особенности игры на бас-гитаре, нужно понять, что это за инструмент, каковы приемы и особенности обучения. Тогда вы сможете избежать недоразумений и ошибок и сделать все правильно, чтобы быстрее добиться лучших результатов.

Ближайшим «родственником» бас-гитары является контрабас, а не гитара (это расхожее мнение из-за схожести формы и техники игры). На контрабасе ноты пишутся в другом ключе, а техника игры имеет специфические приемы. Поэтому принцип «меньше струн — быстрее обучение» здесь не работает. Кстати, существуют также примеры контрабасов с 5, 6, 8, 10, 12 струнами.

Успешное обучение основано на большом количестве струн:

  1. Базовая теоретическая подготовка. Для этого можно вооружиться самоучителем. Также сейчас есть музыканты-видеоблогеры, которые выпускают уроки, начиная с азов и заканчивая виртуозными приемами. А самым эффективным является обучение в профессиональной музыкальной школе.
  2. Регулярные занятия.
  3. Терпения и приложенные усилия – пропорциональны результату.

Частыми ошибками на начальном этапе являются:

  • неправильный выбор баса (со слишком тяжелым инструментом вы будете уставать, а неправильно подобранная длина мензуры дает большую нагрузку на кисти, что приносит дискомфорт даже при правильной постановке рук);
  • при тренировках важно понимать, что у правила «больше-лучше» тоже есть предел, поэтому делайте перерывы. При перенапряжении вы можете травмировать кисть, чем отложите время обучения и даже сможете получить серьезные травмы;
  • завышенные ожидания скорых результатов могут принести неуверенность при столкновении с реальным темпом прогресса, но важно не останавливаться.

Любой человек может научиться играть на бас-гитаре, если захочет. Плотный график не может быть препятствием, ведь вы можете посвятить любимому занятию несколько часов в неделю. Для музыкантов не существует возрастных ограничений: Молодое поколение учится быстрее, опытные игроки более терпеливы и целеустремленны и лучше понимают тонкости песен.

Выбирая свой первый инструмент, лучше всего остановиться на классическом 4-струнном басе. Бас также подключается к усилителю. Он незаменим, поскольку основа баса сделана из цельного дерева и не является полой, благодаря чему инструмент звучит очень тихо, но обладает нужной атмосферой. Он действует как буфер между динамиком и басом. Если вы новичок, лучше приобрести комбоусилитель, который объединяет в себе усилитель и акустическую систему (вам не нужно покупать дополнительные колонки).

Для занятий вам понадобится метроном, размеренные колебания которого помогут вам не пропустить ритм. Позже вы также сможете использовать различные педали, которые обеспечивают дополнительные эффекты. Их можно купить по отдельности или в комплекте (педалборд).

Настроить инструмент можно ориентируясь на слух. Для более точной и быстрой настройки бас-гитары используется тюнер. При этом стандартный строй-струнного баса включает такие позиции:

  • 1 струна (самая тонкая) — G (Соль);
  • 2 струна — D (Ре);
  • 3 струна — A (Ля);
  • 4 струна — E (Ми).

Очень важно выполнять упражнения для развития игры на бас-гитаре. Примеры простых упражнений:

  1. Начинайте перебирать на первой струне, чередуя указательный палец со средним.
  2. Выполняйте упражнение по 4 раза, поднимаясь по струнам.
  3. После добавьте к перебору безымянный (игра 3 пальцами: указательный-средний-безымянный).

Техника игры на бас-гитаре

  • стул выбирайте средней высоты;
  • бас размещается таким образом, чтобы головка грифа была на уровне плеча или немного выше;
  • правая рука располагается на деке так, чтобы локоть лежал на основании корпуса.
  • на уровне груди – для тэппинга;
  • на уровне талии – универсальное положение;
  • на уровне бедер – для слэпа.

Игра пальцами создает более мягкий звук. Музыку можно играть в 3 позициях:

  • Большой палец упирается в звукосниматель, остальные цепляют струны. Получается более мягкий звук;
  • Техника Слэп. Большой палец находится параллельно струнам. Удары приходятся возле последнего лада грифа. Указательный и средний пальцы цепляют струны в верх.
  • Тэппинг. Пальцами правой руки ударяем и цепляем струны на ладах грифа, левая рука играет на легато.

Некоторые техники также могут выполняться только пальцами, например, тэппинг. Это техника, при которой тональность возникает при ударе ключом по струнам между ладами или при пиццикато (щипке) и шлепке (ударе кончиками пальцев после взятия струны).

На инструменте с ладами левая рука держит струну между ладами; на инструменте без ладов левая рука должна держать струну в точке лада. Давление кончиков пальцев должно быть достаточным, чтобы предотвратить удар по струне.

Освоить игру на бас-гитаре самостоятельно вполне возможно. Однако занятия с преподавателем помогут вам избежать многих ошибок и увеличить скорость обучения. Наша школа предлагает профессиональные уроки музыки и уроки игры на бас-гитаре. Вы можете записаться на бесплатный пробный урок, чтобы понять и научиться играть на инструменте.

Оцените статью
Добавить комментарий