Чем отличается фарфор от керамики. Как отличить фарфор от керамики.

Технологический процесс характеризуется относительно низкой температурой обжига. Во время предварительного обжига максимальная температура составляет 1280 °C, чтобы все частицы расплавились и слиплись. Второй обжиг необходим для расплавления глазури — 1050-1150 °C.

Чем отличается фарфор от керамики?

Чем отличается фарфор от керамики?

С детства многие слышали: «Фарфоровый сервиз — только по праздникам! В будни семья довольствовалась керамической посудой, а за праздничным столом использовался сервиз, перед которым все домочадцы должны были испытывать благоговение. А почему, никто не понимал, чашки вроде бы были из того же материала, и трудно было сказать, почему фарфор такой особенный. Красивые, нарядные, но ведь и керамические чашки и тарелки могли быть такими же. Стоит уточнить, чем эти материалы отличаются друг от друга.

Разница в определениях

Керамика — это изделие, изготовленное из различных неорганических материалов, которые подвергаются воздействию высокой степени нагрева. История керамики насчитывает тысячи лет, и за это время природа керамики не изменилась. Совершенствовались технологии, менялся дизайн, но принцип обработки и обжига глины остался по сути тем же. Историки считают, что изначально керамика изготавливалась для домашнего использования — керамические сосуды появились очень давно и сохранились до наших дней. Первые керамические игрушки, возможно, имели церемониальное значение.

Сегодня керамика используется в технике, медицине, строительстве и науке. Например, нанокерамика может быть использована для изготовления сложных технических устройств.

Фарфор отличается от керамики тем, что это не самостоятельный вид искусства, а разновидность тонкой керамики. Фарфор отличает оптическая легкость и то, что этот материал полупрозрачен.

Он более изящен, тонок и подходит для декорирования. По этой причине фарфор нельзя сравнивать с керамикой: Он является разновидностью керамики. Термин «керамика» слишком общий. Керамистом можно назвать и того, кто делает глиняные сосуды, и того, кто работает над фарфоровыми статуэтками.

Отличие состава и правила обжига

Не нужно быть экспертом, чтобы отличить фарфор от других материалов. Например, если очень осторожно постучать по фарфору обычным карандашом, звук будет чистым и высокочастотным. И это только в случае с этим материалом. Другие свойства фарфора также отличают его от других материалов.

  • Он просто идеален для росписи, причем в каждом регионе существуют свои традиции росписи. Из Азии вы привезете аутентичный сервиз или отдельную посуду с традиционными узорами и орнаментами. У многих дома найдутся фарфоровые чашки «еще от бабушки». И не все знают, что их потускнение – не повод выбрасывать посуду, фарфор можно начистить, и такой винтажный сервиз станет украшением вашего дома.
  • Сохранность внешнего вида. Надо сказать, что потускнеть фарфор может только через много-много лет. Он действительно уникален в плане внешней сохранности. У того же фаянса со временем нередко появляются маленькие паутинки-трещинки, что просто говорит о естественных изменениях в материале. Фарфор же тверд, этим он выгодно отличается от своих керамических «собратьев».

Как уже упоминалось, фарфор — это разновидность керамики. Фарфор может быть мелкозернистым или крупнозернистым. В первом случае состав имеет мелкозернистую структуру, поэтому керамика фактически прозрачна. Крупнозернистый пор-целлан имеет крупнозернистую структуру и используется в керамике.

Фарфор состоит из мелкозернистых смесей каолина, кварца, полевого шпата и алюмосиликатных солей. Материал не имеет пор, поэтому он более прочный, твердый и термостойкий. Многие мировые бренды фарфора классифицировали составы для своей продукции.

Сам материал может быть твердым или мягким. Твердый фарфор изготавливается путем двойного обжига при температуре выше +1350 градусов. Мягкий фарфор обжигается при более низкой температуре. Визуально он неотличим от твердого фарфора, хотя специалисты утверждают, что это более хрупкий материал. Твердый фарфор бывает европейским (основная часть состава — классическая глина) и восточным (меньше каолина). Мягкий фарфор — европейский, английский и, конечно, французский.

Обычно его путают с глиной: внешне они похожи, но глину можно расписать более искусно, к тому же она дешевле.

Характеристики и особенности фарфоровой и керамической посуды

Выбор подходящей посуды — одна из самых важных задач для каждой хозяйки. Многие бренды предлагают фарфоровые и керамические изделия. Цена, эстетика, практичность и другие характеристики важны в процессе выбора.

Фарфор — это один из видов керамики. Однако при его производстве используются специальные технологии и отдельные материалы.

Характерные особенности фарфоровых изделий:

  • яркая белизна и прозрачность;
  • устойчивость к механическому воздействию в процессе эксплуатации;
  • гладкая поверхность, обеспечивающая гигиеничность;
  • изящный внешний вид.

Фарфор может иметь высокую, среднюю или низкую твердость. Изделия из мягкого материала характеризуются повышенной хрупкостью.

Фарфоровая посуда

Преимущества и недостатки фарфора

К преимуществам фарфора можно отнести следующее:

  • изделия из этого материала ассоциируются с аристократизмом и изысканностью;
  • поверхность в течение длительного времени сохраняет блеск и не подвергается образованию трещинок.
  • высокая стоимость;
  • повышенная хрупкость материала;
  • необходимость бережного ухода.

Посуда из керамики

Глина и фаянс уступают фарфору в элегантности и изысканности. Эти изделия выглядят менее роскошно и благородно. В то же время они значительно дешевле.

Кроме того, изделия из современной керамики очень устойчивы к перепадам температур. Их потребительская ценность почти такая же, как у посуды из металла. Их можно достать из холодильника и сразу же поставить в разогретую духовку или на плиту без каких-либо негативных последствий.

Обратите внимание, что стенки керамической посуды могут удерживать тепло. Поэтому снимайте посуду с огня до того, как пища полностью приготовится. Сохраненное тепло помогает сохранить пищу теплой в течение некоторого времени после окончания приготовления.

Например, керамическую кастрюлю следует снимать с огня до того, как начнет образовываться кофейный крем. Как только источник тепла удаляется, напиток начинает пениться, и только после этого температура постепенно снижается.

Главной отличительной особенностью керамики является пористая структура материала и его способность пропускать воздух и впитывать запахи.

Отличия в составе и правилах обжига

Керамика делится на крупнозернистую и мелкозернистую. Крупнозернистая керамика изготавливается из широко доступной, дешевой глины и используется для производства строительных материалов и керамики. Мелкозернистая глина необходима для всех видов керамики, в основе которых лежит мелкозернистая глина.

Керамические изделия состоят примерно на 80 % из мелкозернистой глины и небольшого количества силиката и кварца. Обжиг не производится при более высоких температурах — около 1 000 °C. К глиняной посуде относятся керамогранит, фаянс, майолика и глиняные горшки. В зависимости от типа технология производства может различаться.

Фарфор изготавливается из специальной белой глины, называемой каолином. В фарфоровую массу добавляют закваску и кварц и нагревают при температуре 1300-1400 °C. В зависимости от технологии существуют различные процессы обжига.

И фарфоровые, и керамические изделия покрываются глазурью. Однако в случае с фарфором глазурь сплавляется с сердцевиной и становится очень твердой и тонкой из-за высокотемпературной обработки. Помимо глазури, фарфор в процессе производства украшают росписью.

Костяной фарфор — это разновидность фарфора, отличающаяся составом своей массы. В состав костяного фарфора входит 30-50% костной золы, которая придает сосуду уникальную твердость, прозрачность и молочно-белый цвет. Благодаря этим свойствам костяной фарфор ценится больше, чем другие виды.

Для изготовления фарфора требуется много ручной работы, и изделия часто деформируются во время обжига, что влияет на цену — фарфоровая посуда стоит дороже, чем любой другой вид керамики.

8V0A7594.jpg

Особенности керамической посуды

Фарфор пористый и поэтому впитывает влагу. Этот материал менее прочен, чем фарфор, поэтому у керамической посуды более толстые стенки.

Эти изделия хорошо сохраняют тепло внутри и долгое время поддерживают температуру горячей пищи и напитков. Они выдерживают сильную жару и холод, но не резкие перепады температуры, которые могут вызвать небольшие трещины на поверхности некоторых видов керамики.

Особенности фарфоровой посуды

Фарфор — самый твердый вид керамики. Он непористый, прочный и нечувствительный к колебаниям температуры. Фарфоровая посуда долговечна и сохраняет свою первоначальную форму, поэтому такие изделия очень популярны среди коллекционеров.

Материал имеет белый цвет, который может варьироваться от блестящего белого до молочно-белого в зависимости от типа фарфора и степени его загрязненности. Белый фон часто окрашивается. Для изготовления посуды используется техника подземной глазури, благодаря которой рисунок не смывается при контакте с водой.

8V0A7597.jpg2022.08.27-032.jpgDSCF0537.jpg

Изготовление фарфора

Помимо белой и пластичной глины, в производстве фарфора используются кварц, силикаты и минеральные примеси. После термической обработки получается тонкий, легкий, непористый и прочный материал, устойчивый к высоким температурам, воде и механической обработке.

В настоящее время производятся два вида фарфора, в зависимости от состава и пропорций смеси. В результате получается мягкий и твердый тип. Первый тип очень тонкий, нежный и чувствительный к изменениям температуры. Мягкий фарфор подходит для производства эстетических предметов. Например, статуэтки, статуэтки, ювелирные изделия и т.д.

Предметы утилитарного назначения изготавливаются только из твердого фарфора, так как это более плотный и прочный материал, способный противостоять механическим воздействиям. Твердый сорт характеризуется легкостью, прозрачностью и гладкой поверхностью. Он подходит не только для декоративных и хозяйственных предметов, но и используется для изготовления санитарной керамики. Здесь вы можете узнать, как отличить фарфор от подделок.

фарфоровая кружка

Шесть способов, отличить фарфор от фаянса и керамики

  1. Фарфор представляет плотный, белый на изломе, твердый и звенящий, как стекло, материал. Как различить хрусталь и стекло, смотрите здесь;
  2. Слегка ударьте деревянной палочкой по фарфоровой вещи, и вы услышите высокий, продолжительный и чистый звук. У фаянсового изделия звук глухой, короткий и низкий;
  3. Любые изделия с глазурью или покраской – фаянс. Такие изделия имеют яркую окраску и покрытие, которое наносят, чтобы устранить пористость, влагопроницаемость и другие недостатки материала;
  4. Фарфор, в отличие от других керамических изделий, на протяжении всего срока службы выглядит привлекательно, не теряет первоначальные внешние свойства и не подвергается растрескиванию. Фаянс и дешевая керамика со временем покрываются микротрещинами;
  5. Фарфор – более дорогой материал с легким весом, устойчивостью к механическим воздействиям и продолжительным сроком службы;
  6. Фаянс – более доступный, дешевый и практичный материал. Но он менее гигиеничный, так как поглощает влагу. Фаянсовые изделия плохо переносят резкие перепады температур.

Наиболее часто используемые в быту керамические изделия — это посуда и сантехника. Унитазы и умывальники из глины или фарфора выглядят практически одинаково. Каждое изделие, независимо от вида материала, имеет специальное покрытие. Под нанесенным глянцем трудно различить внешний вид.

унитаз из санитарного фаянса

Санитарная керамика из фарфора более долговечна и гигиенична. Материал меньше впитывает грязь и запахи и не впитывает влагу. Однако фарфоровый унитаз или раковина стоят гораздо дороже, чем изготовленные из глины. При покупке санитарной керамики обратите внимание на сертификат производителя.

В качестве посуды для повседневного использования эксперты советуют выбирать недорогую и доступную качественную керамику. Они более практичны и рациональны в повседневной жизни. Кроме того, не будет большой трагедией, если тарелка или чашка разобьется. В настоящее время существует широкий ассортимент яркой и красочной керамогранитной посуды различных цветов.

Глиняную посуду можно сделать более прочной. Для этого поместите изделия в большую глубокую емкость и залейте холодной водой без извести. Затем нагрейте воду на медленном огне и доведите ее до кипения. Дайте ей прокипеть в течение 15 минут, а затем остудите. Повторяйте этот процесс раз в год, и посуда станет крепче.

Для вечеринки или праздника можно приобрести настоящую фарфоровую посуду. Этот вид посуды отличается изысканностью и роскошью, эстетикой и элегантностью. Она украшает любой стол, делая торжество элегантным и богатым. А чтобы они прослужили долго, важно соблюдать правила ухода.

посуда для праздничного стола

Как ухаживать за фарфоровой и фаянсовой посудой

Помните, что фаянс не терпит сильного нагрева и перепадов температур. Поэтому при мытье таких изделий используйте теплую воду, а при ополаскивании — прохладную. Горячая вода приведет к растрескиванию глазури, отслаиванию цвета и появлению трещин.

Хотя фарфор не теряет своей привлекательности и не трескается со временем, он может потемнеть, если за ним неправильно ухаживать и хранить. Чтобы отбелить фарфоровую посуду, почистите поверхность смесью воды и пищевой соды, уксуса и соли или лимонной кислоты. Кстати, эти средства также отлично подходят для чистки унитаза или раковины.

Фарфор следует мыть теплой или холодной водой с мылом. Не используйте абразивные или едкие чистящие средства, порошки на основе хлора или чистящие средства с жесткой, грубой щеткой или губкой, так как они поцарапают материал. Пятна на посуде можно удалить теплой водой с нашатырным спиртом.

Не оставляйте фарфор в воде на длительное время. Вытирайте посуду после мытья и не давайте ей высохнуть естественным образом. При длительном хранении помещайте предметы в коробку или ящик. Заверните каждый предмет в белую бумагу, соответствующую его размеру. Не кладите тяжелые предметы на верх коробки!

чайный набор из фарфора

Не ставьте фарфоровую посуду в микроволновую печь! Однако можно использовать стеклянную и фаянсовую посуду. Они не должны быть треснутыми или разбитыми. Что касается посудомоечной машины, то и фарфор, и фаянс можно мыть в щадящем режиме. Однако эксперты советуют мыть фарфоровую посуду вручную.

Когда вы моете посуду в посудомоечной машине, ставьте ее так, чтобы она не касалась друг друга. На сайте https://vsepodomu.ru/uborka/kakuyu-posudu-nelzya-myt-v-mashine/ вы можете узнать, как лучше разместить посуду, какую программу мытья следует использовать, какую посуду можно мыть в посудомоечной машине, а какую нет.

Что есть что

Керамика, фарфор и фаянс часто рассматриваются как три разные вещи. Но это не так: последние два вида — это просто разные типы керамики. Они производятся по усовершенствованной технологии, которая требует больше усилий, дорогостоящего оборудования и специальных навыков. Этим объясняется и разница в цене.

Фарфор

Этот вид керамики характеризуется тем, что он непроницаем для воды и газа. Фарфоровые горшки обычно очень тонкие и обладают высокой прозрачностью, что позволяет видеть сквозь них источник света.

Фарфоровая посуда

При ударе деревянной палочкой издается характерный звук, высота которого зависит от толщины слоя. В последние годы этот материал все чаще используется в медицине, например, для изготовления высокопрочных зубных протезов.

История

Самые ранние записи относятся ко времени правления монгольской династии Юань в Китае. Именно в это время керамика была разработана и усовершенствована. Цзиндэчжэнь был негласной столицей этого искусства. Здесь образовалась монополия, которая снабжала Европу, Азию, Ближний Восток и Персию. Здесь образовалась монополия, снабжавшая Европу, Азию, Ближний Восток и Персию. Такое положение сохранялось в течение нескольких столетий, объем производства и продаж был огромен, а лучшие специалисты пользовались высоким социальным и экономическим престижем.

Во времена династии Мин глазурованный фарфор пережил настоящий прорыв. Европейские монархи и вельможи страстно коллекционировали такие изделия. В IX-XII веках фарфор распространился дальше в Азию: в Монголию, Вьетнам и Корею, и по мере роста спроса росли и объемы производства. Искусство достигло своего пика во времена династии Цин.

Китайский фарфор

Европейские мастера пытались подражать превосходному качеству, но китайские ремесленники охраняли свои секреты, чтобы не дать конкурентам сделать подделку. Европейцы долгое время производили нечто очень похожее на стекло, и только в начале VIII века саксонские мастера добились успеха. Только в начале VIII века саксонским экспериментаторам после долгих безуспешных попыток удалось изготовить фарфор, который назвали европейским. Сразу же после этого успеха было решено открыть большую мануфактуру в Дрездене. В течение года можно было производить только нешлифованные образцы, но к 1709 году был открыт секрет нанесения глазури.

Трудности в развитии отрасли были связаны с тем, что химии как науки еще не существовало, и материалы не могли быть описаны так точно, как сегодня. Одна и та же глина различалась в разных частях континента, даже в соседних регионах, что затрудняло технологию и не всегда давало хорошие результаты, даже если рецепт был доступен.

В России это направление появилось позже — в 40-х годах 18 века. Его первооткрывателем стал друг Ломоносова Виноградов. Тогда он открыл кустарный завод, позже названный Императорским фарфоровым заводом. В советский период он стал выпускать продукцию с клеймом Императорского фарфорового завода.

Фарфоровый сервиз ЛФЗ

Состав

Каолин, кварц, полевой шпат и полимерная глина — основные материалы, используемые в производстве. Различные виды глины ароматизируются различными добавками. Именно это делает изделия такими прочными, устойчивыми к термическому разложению, ярко-белыми и т.д.

Как отличить

Коллекционеры часто задаются вопросом, в чем разница между фарфором и обычной керамикой. Первый содержит меньше глины, а другие ингредиенты увеличивают содержание витаминов.

Для неспециалиста трудно отличить фарфор от обычной керамики. Однако существуют определенные характеристики, которые могут быть распознаны даже экспертами:

  1. По ободку. Посуду нужно повернуть и глянуть на ободок. Если он не обработан глазурью и край белый, то изделие фарфоровое, а если сероватый или бежевый – фаянсовое.
  2. По просвечиванию. Тонкая фарфоровая посуда просвечивает напротив источника света, а фаянсовая – нет.
  3. По донышку. У фарфоровых статуэток глазурь на дне счищают перед повторным высокотемпературным обжигом, чтобы изделие не приклеилось к подставке.
  4. По звуку. Этот метод нуждается в наличии опыта. Небольшие касания или постукивания ногтями по фарфоровой тарелке или чашке вызовут более тонкий звук, без глухих тонов.
  5. По трещинам на глазури. Фаянс менее долговечен, глазурь на нём быстро покрывается сеточкой трещин. Это не считается недостатком, но позволяет определить разновидность керамики.
  6. По весу. Фаянсовые изделия намного тяжелее, чем кажется при осмотре, поэтому можно просто оценить, выглядит ли изделие больше реального веса.
  7. Цвет декора. При высоких температурах цвета на фарфоре выгорают, обычно такая посуда белая. Цветные фарфоровые изделия очень редкие и дорогие.

Фарфоровая чайная пара

Ценность для коллекционеров

После того как неопытный коллекционер понял различия между фаянсом, фарфором и керамикой, он должен решить, что лучше собирать.

Это решение действительно непростое. Глина во многом уступает фарфору, но она дешевле и доступнее. С другой стороны, это не всегда верно для редких экземпляров. Даже обычный керамический антиквариат может иметь такую же ценность, как и фарфоровые сервизы. Цена зависит от того, как сохранился предмет, не разбит ли он, не имеет ли трещин или дарственной гравировки. Чем меньше художественного оформления, тем дороже фаянсовые изделия. Исключением из этого правила являются антикварные работы китайских мастеров.

Старинные китайские вазы

Важным моментом является репутация создателя или изготовителя. Изделия завода Попова, завода Гарднера, царские сервизы ИФЗ и редкие изделия завода Батенина можно найти в дорогих коллекциях. Одна из крупнейших в мире коллекций, находящаяся в частной собственности, принадлежит адвокату Добровинскому. Она экспонировалась в Пушкинском музее, и выставка заняла пять залов.

Оцените статью
Добавить комментарий