Все о глиняной посуде. Из какой глины делают посуду.

Используйте шпатель, чтобы разгладить бортик и внутреннюю поверхность формы. Чтобы сделать дно гладким и ровным, переверните миску и разгладьте материал мокрыми руками. Плоская, устойчивая основа может быть полезна для облегчения работы.

Все о глиняной посуде

Все о глиняной посуде

Глина — один из материалов, которые человечество использует с древних времен. Она очень часто используется для изготовления посуды. Но за кажущейся простотой глиняных горшков скрывается много интересного и важного.

Немного истории

Даже происхождение гончарных изделий очень интересно. Производство керамики началось несколько тысяч лет назад. Гончарное дело было одним из основных занятий всех древних цивилизаций. Позже появились более сложные материалы (фарфор и фаянс), но все они имели свои недостатки. Гончарное дело было уважаемой профессией, но требования к тем, кто им занимался, были очень строгими.

Гончарство считается самым древним видом керамики. Она легко изготавливается на гончарном круге ручной работы. На протяжении веков эта разновидность гончарного искусства доминировала в разных частях света.

Антикварные глиняные сосуды, особенно горшки, пользуются большим спросом у коллекционеров.

С появлением в 19 веке крупномасштабного промышленного гончарного производства область применения глины расширилась и стало возможным практически неограниченное производство керамики.

Однако ценность старых мастеров по-прежнему неоценима. Считается, что гончарное дело возникло на пороге от мезолита к неолиту. В нашей стране уже в раннем средневековье гончарным делом занимались сотни и тысячи людей. Из мастерских выходили горшки и чайники, большинство из которых были овальными и форма которых не была случайной — сосуды изготавливались под русский чайник.

Формы и размеры могли сильно варьироваться. У каждого гончара были свои секреты производства, которые он тщательно охранял. Глиняные сосуды стоили дорого из-за мастерства изготовления, поэтому к ним относились с уважением. Такие сосуды ассоциировались с целым рядом культурных значений.

Даже сегодня, когда большие объемы керамики легко производятся на заводах, многие люди по-прежнему изготавливают их дома.

Как и в старые времена, опытные керамисты сами поставляют сырье для производства и сами его обрабатывают. И красную, и белую глину можно использовать самостоятельно, чтобы сделать что-то хорошее:

  • жирная;
  • не содержит посторонних включений и мелких камней;
  • хранится при строго определенной влажности.

Белая глина — наиболее часто используемая глина. В своем естественном состоянии она имеет сероватый цвет. Когда это сырье обжигают, оно приобретает цвет слоновой кости. Красная глина содержит оксид железа и приобретает свой характерный цвет после обжига. Она легко поддается лепке и не крошится.

Сырая фарфоровая глина имеет серый цвет, а при обжиге становится белой. Более твердые сорта изначально имеют черный или темно-коричневый цвет. После обжига она приобретает цвет слоновой кости. Гончары также различают виды глины по температуре плавления. Как крупные, так и кустарные производители стараются полировать, покрывать эмалью или использовать другие добавки на готовых предметах для достижения желаемых свойств.

Существуют также сосуды без добавок: Они обычно изготавливаются из терракоты (красной глины) или черной керамики.

Терракотовые сосуды идеальны, если вы хотите запечь что-то в духовке.

Толстые стенки медленно нагреваются, и это свойство известно с древних времен. Горшки из обожженной глины использовались и используются по сей день для запекания различных продуктов.

За долгую историю керамики было создано множество видов глиняных горшков. Однако все они (за некоторыми исключениями) изготавливаются по одной и той же технологии. Глину обязательно увлажняют, так как в сухом виде она не может быть хорошо спрессована. Затем ее разминают и формируют в жгуты. Этот метод более практичен, чем использование цельных комков. Затем, как и в древние времена, массу сушат и обжигают.

Плюсы и минусы

Еще в древности люди обнаружили, что глиняные горшки очень удобны для приготовления пищи. Обожженная глина абсолютно натуральна и не содержит посторонних веществ, которые могут причинить вред. Глиняные горшки, если они хорошо сделаны, вызывают эмоциональный восторг и являются праздником для глаз. Это справедливо даже для самых простых мисок и сосудов, но оригинальные творения доставляют еще большее удовольствие.

Обычная керамика на основе глины обладает некоторыми ценными свойствами, которых нет у фарфоровой и фаянсовой посуды.

Для нее характерна способность самостоятельно поддерживать оптимальную температуру и влажность.

Если налить компот в глиняный кувшин и поставить его на солнечный подоконник, напиток останется прохладным даже через несколько часов. Чай, кофе, какао долго остаются теплыми, молоко дольше сохраняет свой вкус и не скисает.

Глиняные горшки также особенно подходят для хранения сухих и сыпучих продуктов. Мука и крупы в глиняном горшке не привлекают паразитов. Лук, картофель и другие корнеплоды могут храниться дольше. Лекарственные травы также хорошо хранятся в глиняном контейнере. Пористые стенки обеспечивают хорошую вентиляцию и позволяют сохранить лекарственные свойства.

Если контейнер предназначен для приготовления пищи, его можно поместить в электрическую или газовую духовку. В микроволновую печь можно поставить любой глиняный сосуд, кроме обожженного:

  • кофейников;
  • кувшинов;
  • чайников.

Однако следует помнить, что обожженная глина может быть повреждена резким изменением температуры.

Если в сосуде находятся замороженные или даже охлажденные продукты, не рекомендуется помещать его в предварительно разогретую духовку или микроволновую печь. Поэтому следует потратить больше времени на медленное нагревание. Также не стоит наливать в глиняный горшок кипяток.

Еще один недостаток глины в том, что она легко впитывает жир и другие загрязнения.

Глиняные горшки следует постоянно оберегать от падений и ударов. Даже если они не разобьются, на них обязательно появится несколько трещин.

Эти горшки определенно не подходят для приготовления пищи на индукционных плитах или открытом огне.

Низкая теплопроводность повышает риск появления трещин даже при «нормальном» использовании. С другой стороны, высокие и низкие температуры (при условии отсутствия перепадов температур) глина переносит хорошо.

Преимущества изготовления глиняных изделий в домашних условиях

Изготовление керамики в домашних условиях имеет множество преимуществ, которые и обуславливают популярность этого искусства:

  • Это дешевле в долгосрочной перспективе, так как не нужна аренда студии.
  • Все запасы материалов всегда под рукой.
  • Это экономит время, не нужно никуда ездить.
  • Нужны минимальные инвестиции.
  • Позволяет вам заниматься этим в комфортных домашних условиях.

Однако есть и некоторые недостатки:

  • У вас не будет учителя, чтобы помочь вам.
  • Вы должны изучить все самостоятельно.
  • У вас может не быть суперпрофессиональных инструментов, которые есть в студиях.
  • Вы можете быть ограничены в выборе изделий, которые хотите сделать.

Если вы только учитесь делать керамику, вам нужно сначала поработать над техникой, а дом — это хороший способ создать комфортное пространство и освоить основы этого искусства. Но если у вас нет мастерской дома, стоит также поработать в профессиональной мастерской, особенно если у вас нет собственных материалов. Так вы сможете быстрее освоить основы техники и понять, сможете ли вы создать более комфортные условия для изготовления глиняных предметов в домашних условиях.

Как выбрать глину для керамики?

Одна деталь, с которой вам обязательно нужно разобраться, — это тип глины. Если вы работаете в студии, мы бы сказали, что вам следует брать только обычную глину, которая используется для обжига, в зависимости от температуры вашей печи, вы можете работать даже с фарфором.

Глина и керамика — это разные материалы, которые обычно используются в гончарном деле. Однако главное различие между этими двумя материалами заключается в том, что глина — это материал, добываемый естественным путем. С другой стороны, керамика — это различные группы веществ, добавляемых в глину для придания ей твердости при нагревании.

Поскольку керамика содержит оксиды металлов, молекулярная структура глины изменяется при нагревании. Следовательно, все глины можно считать керамическими, но не все керамические глины являются керамическими глинами. Хотя существует несколько типов керамической глины, фарфор, гончарная глина и каменная глина являются основными типами, используемыми в керамике.

Горшечная глина

Керамическая глина имеет низкую температуру обжига и состоит из мелких частиц. Изделия, изготовленные из этой глины, могут служить годами. С этой глиной легко работать, она липкая и, естественно, очень податливая. Ее можно обжигать при температуре 1100°C. В результате получается твердый, но хрупкий материал, имеющий пористую структуру. Чтобы сделать изделие непористым, на керамику наносят глазурь, а затем обжигают второй раз.

Фарфор

Фарфоровая глина — это мелкозернистая белая глина, которая используется для изготовления керамики. Она очень прочная и имеет белый цвет благодаря высокому содержанию каолина. Фарфор можно обжигать при очень высоких температурах от 1200 до 1450 °C. В результате получается очень твердый, белый фарфор. В результате получаются очень твердые, белые, полупрозрачные и блестящие изделия.

Каменная глина

Цвет этой керамики варьируется от темно-коричневого до коричневатого. Разница в цвете обусловлена наличием примесей и содержанием железа в глине. Каменная глина имеет крупные частицы, которые обжигаются при температуре 1200 °C. В результате получается более плотная, более пористая керамика. В результате получается более плотный, более прочный материал, обладающий естественной водонепроницаемостью. Для этой глины не требуется штукатурка. Хотя это лучшие керамические глины для керамики, если вы новичок и только начинаете знакомиться с керамикой, вы можете начать с самозатвердевающей глины. Она очень податлива и позволяет изготавливать самые разнообразные керамические изделия. Подробнее о керамических материалах вы можете узнать в нашей отдельной статье.

Как выбрать глину для работы на дому?

Однако в домашних условиях все может быть немного иначе. Вы можете выбрать один из трех различных типов глины

  • Обжигаемая в печи.
  • Полимерная.
  • Высушиваемая на воздухе.

2. каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. У обожженной глины есть несколько преимуществ и недостатков, которые вы должны рассмотреть:

  • Обычно выдерживает более высокие температуры.
  • Лучше для керамики, используемой в потреблении.
  • Как правило более долговечная.
  • Самый большой недостаток в том, что с ней труднее работать.

3. Высушенная на воздухе глина также имеет свои преимущества и недостатки, а именно:

  • Вам не нужна печь или источник тепла.
  • Как правило, из нее вы можете создать большинство изделий.
  • Недостатком является то, что она обычно не такая прочная как обжигаемая в печи.
  • Требует вечность, чтобы высохнуть.

Этот вариант довольно мало похож на реальный процесс изготовления глины, но иногда используется, когда вы хотите сделать что-то самым простым способом.

4. наконец, существует полимерная глина, которая имеет те же преимущества и недостатки, что и второй вариант:

  • Это отличная глина для новичков.
  • Позволяет работать с формой.
  • Как правило, прочная, но не на столько как обжигаемая.
  • Не самая податливая по сравнению с двумя другими.
  • Обычно используется для формовки и не более того.

В идеале у вас должна быть печь и специальная глина для нее, но если у вас мало денег и вы пока не хотите вкладывать много денег в дорогое оборудование, то это ваши варианты.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Гончарная глина — это обожженная глина, которую гончар использует для изготовления посуды и других изделий. Натуральная глина отличается от полимерной своим происхождением. Она добывается из земли и не подвергается химической обработке.

Для гончарных изделий используется только жиросодержащая глина без камней и других частиц, так как в противном случае она может растрескаться в процессе обжига. Глина для лепки должна храниться в специальных условиях и при определенной влажности. Природный камень бывает белым, красным, фарфоровым, синим и черным (темно-коричневым).

Наиболее распространенной является белая глина, которая после обжига придает изделию красивый оттенок слоновой кости.

Красный цвет предмету придает красная глина. Сырье имеет зеленоватый оттенок из-за содержащегося в нем оксида железа. Глина податлива, не крошится и используется для изготовления скульптур и крупных предметов. Из фарфоровой глины после обжига можно изготовить тонкие белые предметы.

Голубая глина используется в основном в косметических и медицинских целях.

Черная или керамическая темно-коричневая глина — самое твердое сырье из всех перечисленных. После обжига в горячей печи предметы приобретают изысканный оттенок слоновой кости.

Глина также различается в зависимости от температуры обработки:

  • легкоплавкая;
  • среднеплавкая;
  • тугоплавкая.

Для начинающих гончаров лучше покупать готовую керамику: к ней прилагаются дополнительные инструменты (форма, гончарный круг), облегчающие подготовку к процессу изготовления. При выборе материала следует учитывать размер фракции, желаемый цвет после термообработки и цену. Цена во многом зависит от производителя, а также от упаковки и фактуры.

Глина для посуды

Помимо глины, необходимо приобрести стекло и эмаль для покрытия готового изделия, а также пигменты для декорирования. Для улучшения свойств и текстуры сырья могут использоваться различные добавки. Для скрепления изделий между собой используется слип. Это специальный клей для глины. Можно просто соединить кусочки глины вместе, но есть вероятность, что изделие распадется при обжиге. Все необходимые инструменты, добавки и материалы можно купить в магазинах для рукоделия.

Для серьезной работы с глиной вам понадобятся более дорогие инструменты, такие как гончарный круг и печь. Эти инструменты стоят недешево, но они профессиональные, и работы, сделанные с их помощью, будут еще красивее и качественнее.

Техника работы с глиной вручную

Создание изысканного творения из глины — это настоящее искусство. Существуют различные способы изготовления предметов из глины:

  1. Лепка. Это, пожалуй, самое доступное домашнее творчество из глины. Изделие вылепляют из глиняной массы подобно пластилину, применяя стеки или подручные приспособления.
  2. Гончарное дело. Более серьёзное занятие, требующее специального оборудования, например, гончарного круга. С его помощью можно создать вазу или кухонную утварь.
  3. Отминка. Такой способ представляет собой выкладывание глиняной массы в гипсовую форму. После застывания изделие извлекается и обжигается. Отлично подходит для начинающего керамиста, создания плитки.
  4. Литьё. Способ подобен предыдущему, различие лишь в формах. Полученные заготовки высушивают в формах, после извлечения раскрашивают.

Независимо от способа изготовления, завершающим этапом всегда является обжиг. Это делается в керамической печи при температуре более 1 000 градусов Цельсия. Затем изделие можно украсить акриловой краской или специальной глазурью для керамики. После того как изделие покрыто глазурью, процесс обжига повторяется.

Если изделие должно быть выполнено в натуральном цвете, используется молотковая обработка. В этой технике неокрашенное обожженное изделие покрывается молоком в несколько слоев, а затем снова обжигается при более низкой температуре.

Только практикуя эту технику, можно добиться поистине замечательных результатов. Новичкам не рекомендуется сразу садиться за гончарный круг. Опытные мастера настоятельно советуют начинать с чего-то более простого, например, с лепки.

Лепка

Лепка известна с древних времен, но мастера постоянно обновляют существующие практики и вводят что-то новое. Поэтому существует множество видов лепки:

  • ручная из цельного куска глины;
  • ленточно-жгутовая техника;
  • пластиковая (текстильная техника);
  • отминка в готовую форму;
  • отливка в гипсовую форму;
  • вытягивание предмета на гончарном круге.

Лепка вручную не исключает рисования на гончарном круге. Многие ремесленники изготавливают свои изделия исключительно методом точения вручную. Чтобы понять концепцию и принцип работы, можно попробовать лепить из пластилина.

Лепка посуды

Гончарный круг

Гончарный круг используется для формирования круглого предмета. Для новичка нет необходимости приобретать такое устройство.

Существуют ручные, ножные и электрические гончарные круги.

Электрические считаются самыми удобными и практичными. Их обычно покупают керамисты. Интересно отметить, что электрический круг можно освоить за несколько часов. Ручной инструмент можно освоить только после нескольких месяцев тренировок.

Керамический диск различается в зависимости от типа двигателя:

Гончарный круг

  1. Коллекторный – самый простой и популярный в компактных моделях. Он мягко переключает скорость вращения, работает тихо.
  2. Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит. Такой прибор требует определённого навыка для регулировки скорости.
  3. Бесщеточный двигатель постоянного тока предназначен для профессиональной работы. Он надёжен, при работе издаёт тихий звук.

Материалы и инструменты

В мастерских мастеров существует множество материалов и инструментов для работы с глиной. Для начинающих лучше выбрать самые простые и дешевые, а по мере практики совершенствовать свое оборудование в соответствии с новыми требованиями.

Инструменты

Самый главный инструмент гончара — это его руки. Однако без специальных инструментов не обойтись:

Гончарные инструменты

  • гончарный круг – основной инвентарь для изготовления круглых изделий, посуды;
  • струна – необходима для среза готовой работы с гончарного круга;
  • турнетка – вертящаяся металлическая подставка, необходимая для зачистки, выравнивания формы и росписи готового произведения;
  • иглы или шило, скалки, гончарные гребешки и стеки – инструменты для моделирования и придания фактуры предмету.

Где и какую глину взять

В основном, материалы для работы покупаются в специализированном магазине. Конечно, можно и самому найти сырье в ущелье или в каменоломне, но это не каждому под силу, да и глина может оказаться непригодной для лепки. Она должна быть податливой, без примесей и поддаваться обработке руками или на гончарном круге. Как уже говорилось ранее, дополнительные примеси в материале могут испортить весь проект: изделие либо потрескается в печи, либо приобретет неожиданную окраску.

Как подготовить к работе

Чтобы подготовить глину к работе, ее необходимо растворить в большом количестве воды. Удобнее всего это делать в эмалированном тазу. Дайте раствору набухнуть некоторое время, затем перемешайте его, и начнется процесс брожения. Инородные тела и пустоты можно удалить из материала путем разминания. Тесто рабочей глины должно быть эластичным и однородным.

Как делают глиняную посуду?

В производстве используется в основном белая глина, которая в естественном состоянии имеет сероватый цвет. После обжига готовое изделие имеет цвет слоновой кости. Другая глина, которая часто используется для изготовления сосудов, — это красная глина, содержащая большое количество оксида железа, придающего ей характерный красновато-коричневый цвет. Качественные изделия могут быть получены только в том случае, если глина достаточно жирная, очищена от мельчайших инородных включений и содержится в определенном состоянии влажности.

Видео: Как изготавливается глиняная посуда?

Откуда мы знаем, как делают глиняные сосуды?

  • Вначале сырье очищают от вредных минеральных включений, затем дробят, просеивают через специальные сита и смешивают с различными добавками.
  • Изделия формируют из пластической массы в гипсовых формах, или шликера, так называют жидкое сырье, методом литья ручным или автоматическим способом;
  • Затем посуду помещают в специальные сушилки, после сушки обжигают в несколько приемов;
  • Краску на посуду наносят подглазурным и надглазурным способом и закрепляют особым обжигом;
  • Затем изделие декорируют одним из способов: печать, штамп, деколь, шелкография.

Магические свойства посуды

Во всех мировых религиях глина считается материалом, из которого был создан первый человек. Поэтому в России глиняный горшок с незапамятных времен ассоциируется с человеком и его судьбой от рождения до смерти. Об этом свидетельствуют названия частей сосудов — горлышко, тулово, носик, ручка, шейка, а крышка кувшинов в некоторых местах называлась — надовник.

Славянские гончары делали фигурки людей, животных и птиц, чтобы защитить людей и животных от чумы, а посевы — от неурожая. А после появления христианства амулеты превратились в игрушки и свистульки.

При рождении на руку младенца надевали глиняный браслет или бусы, а на свадьбах разбивали кубок со словами: «Мариуха (или другое имя) не в девах, и чаша Мариухи пропала!». Жениху и невесте давали новую утварь, чтобы она служила и защищала новую семью и наполняла ее энергией солнца, земли, ветра и воды. Они также исцеляли их и защищали от злых людей.

Посуда из глины польза и вред

Пища, приготовленная в керамике, не только вкусна, но и лучше усваивается организмом. Глина обладает способностью поглощать вредную энергию и излучать ее благотворную, целительную силу.

Глиняные сосуды обладают удивительными свойствами:

  1. Пористая структура – продукты, помещенные в глиняные емкости, долго сохраняются свежими, не плесневеют и не засыхают.
  2. Отлично сохраняет температуру напитков. Горячие – медленно остывают, а холодные – долго не нагреваются.
  3. Приготавливать в керамической посуде, можно без добавления масла и воды, продукты подвергаются томлению, поэтому пища, приготовленная в глине, считается диетической.
  4. Глина – это экологически чистый материал, не содержащий никаких вредных примесей и добавок.

За тысячи лет использования не было замечено ни одного вредного свойства керамической посуды, за исключением того, что при ее выборе необходимо следить, чтобы она использовалась для еды, а не для украшения. Недостатком может быть то, что глиняная посуда хорошо впитывает запахи, поэтому за ней нужно тщательно ухаживать и стараться готовить пищу определенного типа.

История возникновения керамики

Многие историки сходятся во мнении, что глиняная посуда, возможно, является первым рукотворным материалом. Это означает, что историю гончарного дела можно проследить с древнейших времен. Самым древним искусством, вероятно, является виноделие. Самые древние из сохранившихся керамических предметов датируются 29 000 — 25 000 лет до н.э. Эта дата соответствует верхнему палеолиту и расцвету культуры Граветти. Это керамическая статуэтка Венеры Вестоницкой, которая сейчас хранится в Моравском музее в Брно, Чешская Республика.

В 1993 году в провинции Цзянси (Китайская Народная Республика) была обнаружена керамика, возраст которой составляет около 19-20 тысяч лет. Это свидетельствует о том, что гончарное искусство как вид искусства развивалось в нескольких очагах одновременно и независимо друг от друга. Фрагменты остроконечного горшка были найдены в пещере Ючаньян. Его возраст составляет около 18 000 лет.

Тематическая керамическая статуэтка

Примерно в это же время керамика начала распространяться и в Восточной Азии. В Японии керамические изделия соответствуют периоду расцвета культуры джумон. Работы восточноазиатских мастеров характеризуются своим дизайном. Они округлые, с рельефными поверхностями и рифлеными оттисками. Гончарные изделия стали популярны в Китае в 8-6 веках до нашей эры. Они стали популярны в Китае в 8 веке до нашей эры. Их находят в основном в сельских центрах провинций Сяньчжэньдун, Пэнтоушань, Пейлиган и Лаогуантай. Тонкостенные вазы типичны для китайской керамики. До наших дней дошли тонкостенные сосуды с полыми дисками. Все они были расписаны.

Керамические вазы были найдены и в России. Наиболее важным источником является археологический памятник усть-кареньгской культуры в Забайкалье. Но глиняная посуда была освоена также на Дальнем Востоке (сибирский неолит), на Средней Волге (Ракушечный Яр) и в Ростове (елшанская культура) в VII веке до нашей эры.

Первоначально гончарные изделия изготавливались исключительно вручную. Только около 5 000 лет назад появился гончарный круг. Это повысило производительность и облегчило работу ремесленника. Американские племена узнали о гончарном круге только после прибытия на континент европейцев. Со временем появлялись новые материалы, совершенствовались методы производства и менялись условия обработки.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Примерами древних гончарных изделий являются чаши, вазы, веретена и ткацкие станки. В древние времена люди пытались усовершенствовать гончарное дело. Для этого они создавали рельефы путем вырезания, штамповки или трассировки. Цвета сосудов были естественными. Глина меняла цвет в зависимости от температуры обжига. В эпоху Возрождения керамику покрывали цветной глазурью.

Майолика появилась в Европе только в конце XVI века. Майоликовые плитки отличались прочностью и пористостью, поэтому их покрывали двумя глазурями. Сначала наносилась непрозрачная глазурь, содержащая олово, а затем прозрачная глазурь с добавлением свинца. Майолику украшали сырой глазурью. Краски содержали оксиды металлов, но их химический состав должен был соответствовать составу глазури. Со временем европейцы научились получать высокотемпературные краски (синие, желтые, зеленые и фиолетовые). Только в XVIII веке стали использовать муфельные краски, которые можно было наносить на глазурь после обжига.

История в России

Тематическая керамическая статуэтка вид сзади

Одной из отраслей палеорусского гончарства было производство глиняной посуды. Остатки такой посуды были найдены при раскопках на Урале. В сельской местности они встречаются гораздо реже. Большинство находок инвентаря в виде глазурованной керамики 10 и 11 веков происходит из района городов юга России (Чернигов, Киев, Вишгород). В производстве керамики использовались одно- и двухъярусные сосуды. Византийское влияние на искусство было значительным.

При раскопках у Софийского собора были найдены сосуды, имеющие окраску и характерный ободок, но происхождение которых несомненно русское. Эти находки показывают, что русские мастера подражали византийским гончарам, используя местное сырье. Однако это подражание встречается только в изделиях X-XI веков. Более поздние находки выполнены в традициях классической круглой керамики.

В Новгороде также были найдены сосуды для воды. Для них характерны коричневые, зеленые и желтые крапинки. Горшки и сосуды относятся к этому типу керамики. Крапчатая полива оставалась популярной до 16 и 17 веков. Однако традиция спекшейся поливы не исчезла, о чем свидетельствует материал, вывозимый из Москвы и Московской области.

Черепица была популярна в Пскове до 14 века. Ими покрывали крыши православных церквей. Скорее всего, кирпичи и глазурь были привезены отсюда. Сегодня памятники глазурованной керамики можно найти на территории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Из этой керамики сделаны старые надгробия священников, а также галереи, вмонтированные в стены. Псковская керамика отличается не только своими физическими свойствами, но и формами.

Знаменитая гжель является самостоятельной разработкой. Впервые гжель упоминается в похвальной грамоте Ивана Калиты (1328 год), но раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом уже в 11 веке.

Керамика в интерьере

Практичность гончарных изделий позволяет мастеру воплощать свои фантазии в реальность. Поскольку изделия можно декорировать, керамика часто используется для украшения интерьеров. Богатство цветов позволяет использовать керамические украшения не только в ванной комнате или на кухне, но и в спальне, гостиной и кабинете.

Декоративное панно

Декоративная керамическая плитка может внести разнообразие в дизайн интерьера любого помещения, демонстрируя всю палитру цветов и фактур, добавляя определенный цветовой акцент или подчеркивая выразительность конкретного интерьера. Роспись выполняется в полный размер мотива, как монолитное изображение или как мозаика. После росписи глина покрывается дополнительным слоем стекла, что придает ей характерный блеск

Фреску для ванной комнаты можно расписать на морскую тему. Привлекательно выглядят водопады, морские пейзажи или морские обитатели. Фрески на кухне обычно изображают изобилие натюрмортов. В гостиной художник по керамике может изготовить на заказ панно с репродукциями известных картин или портретов.

Небольшое декоративное панно

Оригинальная фурнитура

Изготовление элементов мебели из керамики считается дизайнерской тенденцией, поэтому в настоящее время это направление активно развивается. Например, если гарнитур выполнен в стиле аристократического классицизма или французского Прованса, идеальным вариантом будут ручки, петли и замки с причудливым декоративным элементом.

Фурнитура должна быть прочной, поэтому ее изготовление — довольно трудоемкая задача. Ручки могут быть выполнены в любом стиле. Классикой считается керамика, имитирующая состаренный металл. Для стиля поп-арт гармоничным выбором являются цветные детали. Для современного стиля идеальны строгие геометрические формы и правильные корпуса из серебра.

Аксессуары

К керамическим аксессуарам относятся чаши, вазы, амфоры, различные скульптуры и статуэтки. Обычно они дополняют дизайн гостиной, чтобы подчеркнуть определенное направление. Гостиную, оформленную в восточных мотивах, можно украсить расписными вазами.

Статуэтки больше ассоциируются с индийской культурой. Их используют для изготовления абажуров и других электроприборов. Из керамических чаш делают настенные украшения, но здесь нет ни шаблонов, ни готовых решений. Все зависит от фантазии керамиста и дизайнера.

Рамы для зеркал

Покрытие зеркал — еще одно применение керамики в интерьере. Для больших зеркал идеально подходят массивные керамические рамки и вставки. Маленькие зеркала можно украсить мозаикой. Входные зоны можно украсить зеркалами в рамах-галереях ручной работы.

Напольные покрытия

Керамическую плитку можно использовать для облицовки всех поверхностей, включая пол. Особой популярностью пользуется ламинатная плитка с текстурой и цветами привычного материала. Комнату с нейтральными стенами и потолками можно украсить ярким, контрастным по цвету полом. Современные технологии лакирования позволяют создавать трехмерную плитку. Такие керамические ковры зрительно увеличивают площадь помещения.

Облицовка мебели

Оцените статью
Добавить комментарий